Кому в Казахстане жить хорошо: как и кто решил проблемы многодетной семьи из Караганды - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кому в Казахстане жить хорошо: как и кто решил проблемы многодетной семьи из Караганды

Кому в Казахстане жить хорошо: как и кто решил проблемы многодетной семьи из Караганды

В марте “КАРАВАН” рассказал печальную историю 36-летней Ольги МАРУЩАК, инвалида 2-й группы и ее пятерых детей, вынужденных жить в аварийном доме на окраине шахтерской столицы. После той публикации минуло 8 месяцев. Ситуация изменилась.

  • 8 Ноября 2019
  • 5042
Фото - Caravan.kz

Из хижины – в хоромы

С сияющими глазами Ольга водит меня по огромной, пахнущей свежим ремонтом квартире:
– Тут у нас детская, это комната сына, балкон, это маленький санузел, здесь зал, дальше большой санузел – с ванной, а это – наша кухня. Общая площадь квартиры – почти 83 квадратных метра! Хоромы, правда?

Вспоминая ветхий домик в Пришахтинске, где в течение четырех лет ютилась эта большая семья, уверенно подтверждаю: “Дворец!”. И ловлю себя на оптимистичной мысли о том, что хеппи-энды для людей, попавших в отчаянное положение, в последнее время случаются все чаще.
…А ведь еще в марте мама пятерых детей пребывала в отчаянии – частный дом, в котором они жили “ на птичьих правах”, находился в аварийном состоянии. Строители даже не брались за его ремонт из опасений, что он просто рухнет. В очереди на жилье многодетная мама была 2 314-й. По самым оптимистичным подсчетам, получение квартиры ей светило еще через пару-тройку таких же “восьмилеток”. Многодетную мать-одиночку из Караганды лишили адресной помощи

– Я мыкалась по квартирам, жила в селе Доскей, в Майкудуке, в Темиртау. Работала, снимала жилье, а когда на аренду не хватало денег, мне помогали добрые люди, – вспоминает Ольга Марущак.

Когда многодетную мать выселили из очередной съемной квартиры, неравнодушные земляки предложили ей занять брошенный дом на окраине Караганды. Его хозяин умер, а наследников не было. Семья заселилась, Ольга потихоньку выплачивала долги за коммунальные услуги, сделала косметический ремонт. А вот оформить дом в собственность не получилось. Нашелся человек, который утверждал, что купил его незадолго до смерти хозяина. Говорил, что отдал деньги, однако не успел оформить сделку документально из-за смерти продавца. Оспаривать его слова у женщины не было ни сил, ни желания, она лишь выпросила у него “отсрочку” – обещание не выселять их на улицу, пока они не найдут подходящее жилье. При этом Ольга, по ее словам, не имела ни малейшего представления, куда сможет пойти с детьми в случае окончания устного договора.

– Каждое утро я просыпалась с мыслью: “Пронесло!”, – качает головой многодетная мать. – В доме не было фундамента, все держалось на старых балках. Их мы накрыли старыми дверями, сверху положили крагиус, который я застелила паласами, чтобы не так дуло снизу, потому что дети спали на полу. Зимой перемерзали водопровод и канализация, проводка была в ужасном состоянии. Балки трещали все сильнее с каждым днем.

Спонсоры, вызвавшиеся сделать ремонт многодетной семье, ретировались, побоявшись нарушить хрупкое равновесие аварийного дома. Депутаты, представители акиматов, общественных организаций приезжали, ужасались, но разводили руками, когда речь заходила о получении нормального жилья. Письма, которые Ольга при помощи общественников рассылала во всевозможные инстанции, тоже не решали главной проблемы.

Отчаянное положение

Безвыходность сложившейся ситуации дополнялась еще и тем, что Ольга – инвалид с детства.

– Мне было девять лет, когда дядя, играя с ружьем, случайно выстрелил и попал мне в ногу, – рассказала при первой встрече Ольга Марущак. – В течение трех лет я не выходила из больниц. Ногу врачи собирали по осколкам, провели девять операций. Но когда мне исполнилось 18, денег на решающую операцию не было, и с тех пор терплю страшные боли. Живу на таблетках.

По признанию многодетной матери, инвалидность она оформила впервые лишь в 2011 году. Сразу после получения травмы, в 1992 году, взрослые не позаботились о том, чтобы сделать это. А с наступлением совершеннолетия в борьбе за выживание было просто не до того.
Хромая и превозмогая боль, она строила свою жизнь. Как все девушки, мечтала о замужестве и большой дружной семье. Но, увы, не сложилось. Когда отец ее детей умер, трудилась, не гнушаясь никакой работы. Но в 2018 году, работая санитаркой в больнице, Ольга упала и сломала позвоночник. После этого здоровье многодетной матери ухудшилось настолько, что любые передвижения стали затруднительными и о работе пришлось забыть. Ее перевели с 3-й на 2-ю группу инвалидности. Врачи стали настаивать на ампутации ноги.

– Я понимала, что не могу себе этого позволить, – признается Ольга. – Старший, 17-летний, сын и так был вынужден уйти в вечернюю школу, чтобы помогать мне по дому. У старшей дочки, 14-летней Александры, были проблемы со здоровьем, средние – 10 и 7 лет – ходили в коррекционную школу. Младшую, 5-летнюю девочку только-только помогли устроить в детский сад. Я просто не представляла, как смогу потянуть их всех с одной ногой, на костылях.

Восемь месяцев назад семья из шести человек жила на 79 615 тенге в месяц.

– 10 505 – пособие по многодетности, 34 110 тенге – пособие по инвалидности, 14 000 – хлебных, 21 000 – адресная социальная помощь, – перечисляла Ольга. – Приходится думать, как выжить. Одни мои таблетки, без которых я не могу передвигаться, стоят 36 000 тенге, да за садик младшей дочки отдаю 11 тысяч.

О проблемах семьи Марущак знала вся Караганда – их показывали по местному ТВ, о них писали в прессе. Им помогали всем миром – привозили вещи, продукты, перечисляли деньги. Помогли устроить в детский сад младшую дочь Ольгу. Но помочь в решении главной проблемы семьи Марущак – жилищной, никто был не в силах.

Хеппи-энд

Всё изменилось в единый миг – когда после трагической гибели пяти сестер Ситер в столице власти решили облегчить существование всех многодетных семей в стране.

– Это было в мае, – делится Ольга. – На тот момент я лежала в больнице в дневном стационаре. Прихожу из больницы, меня встречает улыбающаяся дочка. Говорит: “Звонили из акимата, нам дают квартиру”. Я сначала не поверила. Думала, она шутит. Тем более неделю назад у нас был депутат, представители отдела образования, и все они говорили, что с получением жилья придется повременить.

Ей велели прийти с документами и подтвердили, что многодетной семье дадут квартиру на правах аренды. Для женщины, никогда не имевшей своего угла, это прозвучало фантастически.

– Я всё привезла, и 30 мая аким Караганды Нурлан АУБАКИРОВ вручил мне в числе еще 85 многодетных семей ключи от трехкомнатной квартиры в новом жилом комплексе “Трилистник”, что на юго-востоке.

Как говорит Ольга, когда она получила ключи, договор аренды, техпаспорт на квартиру и впервые вместе с детьми ступила на ее порог, ее охватило чувство нереальности происходящего.

– Я ходила по длинному коридору и не верила, что нахожусь в своем жилье. Столько лет мыкаться, решать наваливающиеся одну за другой проблемы, биться за выживание, а тут вдруг как в сказке – огромная квартира в престижном районе. Арендная плата – 9,5 тысячи в месяц, и возможность арендовать это жилье моим детям, вписанным в договор, даже когда меня не станет.

Народная мудрость гласит: “Беда не приходит одна”, но и радость ходит под руку с удачей. В этом на своем опыте убедилась Ольга Марущак.
– У нас вся жизнь изменилась в лучшую сторону, – сияя, делится она. – Сын Сергей сейчас учится в профессионально-техническом колледже на автослесаря. Параллельно с учебой подрабатывает. Две средние девочки, Анастасия и Анжелика, из коррекционных классов перевелись в лицей № 103, рядом с домом, и учатся хорошо. Малышка Карина пока еще ходит в старый детский сад, поскольку в близлежащих не оказалось мест. Ей настолько хорошо в новой квартире, что она из нее и уходить никуда не хочет.

С повышением пособий для многодетных семей улучшилось и материальное положение Марущак.

– Адресной социальной помощи я теперь получаю 114 тысяч тенге. Эти деньги позволили мне прикупить подержанную, но добротную мебель, собрать детей в школу. Улучшилось и здоровье Ольги. После нескольких поездок в санаторно-оздоровительные учреждения многодетная мать стала чувствовать себя значительно лучше. Вопрос об ампутации ноги пока медиками не ставится.

– Знаете, в самые тяжелые моменты мне всегда помогали люди, – растроганно говорит Ольга. – И сегодня, когда в нашей жизни наконец наступила белая полоса, я хочу поблагодарить всех, кто проявил участие к нашей судьбе.

Всем неравнодушным карагандинцам – огромное спасибо и низкий поклон!

КАРАГАНДА