– Цены на медицинские маски снижены производителями в среднем до 21 тенге за штуку. Наценки дистрибьюторов и розничных сетей снижены с 20 до 3 тенге, в среднем с 60 до 26 тенге путем разработки антимонопольного комплаенса с производителями, дистрибьюторами и розничными сетями, – распространило сообщение пресс-служба Агентства по защите и развитию конкуренции.
Соглашение уже начало действовать. Некоторые аптеки снизили цены. Большая часть предприятий обещает это сделать в ближайшем будущем. А за ними подтянутся и остальные…
– В 2017 году агентство немного поменяло формат своей работы. Теперь у нас есть возможность применять мягкое право. Одна из форм такого права – комплаенс, – рассказала “КАРАВАНУ” и. о. директора департамента финансовых рынков и иных отраслей Агентства по защите конкуренции Жанар АДИКОВА. – Типовой документ субъектов рынка, работающих на товарных рынках Казахстана, есть на сайте агентства.
Комплаенс – это соответствие работы предприятий требованиям законодательства в области защиты конкуренции. В более широком понятии – правила честной игры, по которым компании обещают играть. То есть теперь главное – не просто получение прибыли, а соблюдение участниками рынка добросовестной конкуренции без договоров с конкурентами. Это позволяет компаниям не нарушать основные принципы и правила конкуренции, особенно если предприниматель не знал, что занимает на рынке доминирующее положение.
Самый доступный пример – защитная маска. В марте, когда в Казахстане был объявлен режим ЧП, без нее нельзя было выйти на улицу, купить хлеб в магазине и проехаться в автобусе. Копеечный товар, который всегда пылился на полках аптек, вдруг стал нужным всем. Возник ажиотаж. Внутреннее производство оказалось не готово к этому. На пике ажиотажа маски продавали из-под полы по 120–150 тенге.
– Мы увидели в росте цен на маски непрозрачные действия субъектов рынка. Не исключили и возможность сговора для поддержания цены. Направили запросы производителям масок, дистрибьюторам и аптечным сетям. Не всем, конечно, а только тем, кто занимает на рынке доминирующее положение – более 35 процентов. Мы проанализировали их ценообразование и выяснили, что производители летом закупали дорогое сырье, поэтому цены были высокими. Особенно в условиях дефицита, – говорит Жанар Адикова.
Сейчас ситуация по сырью стабилизировалась. Эксперты агентства сделали сравнительный анализ по затратам 5 производственных компаний. Запрашивали их методику образования цены. Это заняло много времени. Естественно, все компании оказались разные. Есть предприятия, которые используют сырье эффективно, есть, кто неэффективно: из одного рулона материала все они получают разное количество масок. Это отражается на цене. Данные позволили вывести общие показатели. И агентство рекомендовало производителям пересчитать свои нормы расходов. Часть уже это сделала и снизила цены. Другие пока еще нет. Теперь маски будут продаваться на рынок по цене 20–23 тенге. Средняя цена – 21,3 тенге.
Затем проанализировали работу 13 дистрибьюторов. Комплаенс заключили с 9 компаниями. И также привели их к общему знаменателю. Наценка дистрибьютора будет не 20 тенге, как сейчас, а 3 тенге.
В целом в агентстве считают, что это сыграет на конкурентное ценообразование. Дистрибьюторам тоже надо между собой конкурировать. Если они не пересмотрят свои цены, кто будет брать у них дорогой товар?
Аналогичную работу провели с крупными аптечными сетями. Всего в поле зрения агентства попало 47 предприятий, которые имеют значительную долю на рынке и пользуются рыночной властью. Договорились, что наценка розничной сети тоже будет, скажем, не 20, а 5 тенге. Это субъекты определяют сами.
– Мы примерно посмотрели, и предприятия показали после комплаенса планируемые цены, в среднем выходило 5 тенге. В результате получилось 29 тенге, – объясняет Жанар Адикова. – Но некоторые аптечные сети принадлежат дистрибьюторским компаниям. Они делают наценку только один раз в 5 тенге. В итоге средняя цена составит 26 тенге.
Когда в аптеках появятся новые цены на маски? Видимо, после того, как они и дистрибьюторы смогут продать свои старые запасы. А их, по некоторым оценкам, накоплено на два месяца вперед. Из этого следует, что часть компаний будет списывать их на убытки, так как некоторые дистрибьюторы и аптеки уже начали продавать маски по новым ценам. Специалисты агентства регулярно делают контрольные закупки в аптеках, которые подписали документ.
– Наша работа показала, что многие предприятия попросту не знают законодательства Казахстана в сфере защиты конкуренции. Мы им объясняем, что у них есть рыночная власть. Есть нормы закона, – рассказывает руководитель департамента. – Например, дистрибьютор всегда накидывал на цену товара свои 20 процентов. Но однажды решил накинуть сразу 50. В таких случаях мы спрашиваем: какие у вас были основания? Нам отвечают – поднялась цена производителя. Хорошо, но цена производителя выросла на 20 процентов. Что еще изменилось? Почему цена реализации у вас выросла сразу на 50 процентов? В этом случае, если субъекту нечего ответить, то мы выносим уведомление. Этот принцип был включен в 2017 году. То есть мы не сразу выходим на расследование, а сначала выносим уведомление. Если он будет так и дальше необоснованно завышать цены, то это приведет к штрафу. Многие предприниматели понятия не имеют, что его действия являются нарушением. Во время пандемии мы выносили уведомления о том, что наблюдаются согласованные действия по повышению цены, и просим вернуть всё обратно. Только в Костанайской области вынесли 3 таких уведомления. Но в то же время большинство предпринимателей стремятся играть по правилам честной игры. Некоторые узнают про комплаенс, звонят нам: мол, давайте мы присоединимся, мы тоже хотим быть среди добросовестных.
АЛМАТЫ