Китай борется с бедностью расстреливая коррупционеров, а в Казахстане их прощают - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Китай борется с бедностью расстреливая коррупционеров, а в Казахстане их прощают

Китай борется с бедностью расстреливая коррупционеров, а в Казахстане их прощают

Бедность – это болезнь, которая передается по наследству

  • 23 Декабря 2016
  • 4511
Фото - Caravan.kz

Наверное, это просто совпадение: почти синхронно Казахстан и Китай приняли в этом году государственные программы занятости населения, направленные на борьбу с бедностью. Поразительно схожи цели и задачи, сроки исполнения (до 2020 года). А местами даже механизмы реализации проекта – хоть в “Антиплагиате” проверяй, кто у кого идею спер! Но разница все же есть. Во-первых, в цене вопроса. Во-вторых, в уровне ответственности. И тут, уверяю, самое вкусное. Сравним?

Начну с проекта нашего министерства здравоохранения и социального развития. В отличие от запятнавшей себя коррупцией “Дорожной карты занятости-2020” новая программа развития продуктивной занятости предполагает “развитие профессиональных навыков граждан”. Чтобы они, по словам министра ЗиСР г-жи ДУЙСЕНОВОЙ, “могли самостоятельно найти работу или открыть свой бизнес”. Здорово. А как?

Тамара Касымовна предложила три направления. Изучил их. И понял, что кандидат на лучшую жизнь может оказаться, как тот царевич, который добрался до камня-указателя: “Налево пойдешь – коня потеряешь, направо – деньги. Прямо…”. Ну далее по тексту сказки…

Пойдем по программе. Сначала налево.

Не все дороги ведут в Рай

“Организация массового обучения востребованным профессиям. Второй профессии тоже обучат бесплатно… Планируется охватить 21 тысячу выпускников школ и тех, кто не сдал ЕНТ… Срок обучения – 2,5 года”. Вместе с ними от 25 до 56 тысяч кандидатов в возрасте от 25 до 44 лет тоже могут получить вторую профессию на краткосрочных курсах на базе колледжей и учебных центров НПП “Атамекен”. При этом, по словам министра, “отвечать за создание новых рабочих мест и трудоустройство лиц, прошедших обучение, будут акимы регионов”.

Отсюда два вопроса. Первый: а те граждане, кто старше 44 лет, – им прямая дорога на кладбище несбывшихся надежд? И второй: у нас рабочие места создают мэры и губернаторы или все-таки предприниматели? Ну да, первые должны создать сначала условия. Но в разных регионах – разный бизнес-климат. И разные финансовые возможности. Не забудем также конкуренцию между региональными бизнес-кланами. Одни из них приближены к бастыкам, другие…

Второй путь от министра Дуйсеновой – “будут созданы условия для стимулирования массового предпринимательства на селе и в городах – на открытие микробизнеса и расширение существующего хозяйства… Вводится новый инструмент гарантирования кредитов. До 85 процентов от суммы кредита для начинающих бизнесменов (такая здоровенная гарантия – и опять за счет госбюджета?) и до 50 процентов для действующих”. При этом “тренеры из состоявшихся бизнесменов должны будут обучать конкурентов”. Включая тайны взаимоотношений с контрольно-надзорными органами и прочие секреты своих успехов? Да ну!..

Опять два вопроса. Первый по кредитам. Люди их возьмут. А где гарантия, что вернут? Сколько ранее брали по дорожным картам поддержки бизнеса, занятости и прочим богоугодным делам? И сколько в казну вернулось? Счетный комитет озвучил недавно цифры о миллиардах тенге, канувших в небытие. И второй вопрос: кто и чем именно будет отвечать, если этот механизм на каком-то этапе заглохнет? Акимы? Предприниматели? Или правительство в полном составе и парламент, которые согласились на такой вариант?

Третий путь: г-жа Дуйсенова предложила создать единую электронную базу биржи труда – чтобы безработные и работодатели наконец-то назначили друг другу виртуальное свидание. А нашим работодателям это надо? Они и без этого в курсе, где искать нужные руки и мозги. Потому что рынок большой. Желающих чуть ли не в рабы записаться – хоть расстреливай! Лишь бы платили! Тамара Касымовна, а вы верите, что полуграмотный безработный встанет на е-учет? И у каждого компьютеры дома пылятся?..

Знаете, сколько на эту сказку про 500 тысяч новых рабочих мест просит министерство здравоохранения и нашего соцразвития? Более триллиона тенге!

Справка “КАРАВАНА”

Согласно официальной статистике, 58 процентов граждан РК сегодня работают не по специальности. Сокращенных в этом году более 150 тысяч. Самозанятых – около двух миллионов. В цивилизованных странах самозанятые – это мелкие бизнесмены и трудящиеся на плантациях по сезону, в разных мастерских и у лавочников. Плюс няни, сиделки, уборщики… А официально в Казахстане всего около 5 процентов безработных. Ниже, чем в Европе!

Кстати, в начале декабря узнал, что китайских чиновников будут уголовно преследовать за искажение статистических данных. И, наверное, даже публично расстреливать. У нас за это даже не всегда сажают.

Путь Дракона

Наш восточный сосед пошел другим путем. Коммунистическая партия Китая настоятельно “попросила” полсотни крутейших компаний страны внести в фонд войны с бедностью в самых нищих регионах страны часть своей прибыли. Цена вопроса – почти 140 миллиардов долларов. Ну и из бюджета правительство Поднебесной выделило еще десять “ярдов”.

И вот тут начинаются суровые отличия китайской программы от нашей.

Во-первых, все эти деньжищи уже направлены в 14 самых бедных регионов страны, в которых более 600 миллионов граждан уже много лет живут за чертой жизни. Их, как и у нас, тоже будут переселять из неблагополучных с точки зрения экономики и экологии мест в более или менее подходящие. Во-вторых, в рамках госпрограммы ликвидации бедности комиссия по национальному развитию и реформам КНР разработала подробнейший план реализации задуманного. В-третьих, контролировать расходование средств будут не столько госорганы, сколько сами компании-инвесторы, а не какие-то местные исполнительные органы. Им там, как и у нас, доверия нет.

А теперь главное: на что потратят эти сумасшедшие деньги? Как Китай борется с бедностью

Прежде всего на строительство доступного жилья, дорог и прочей инфраструктуры. Часть – на обустройство освобожденных территорий (рано или поздно их все равно опять придется заселять). Дальше – обучение и переобучение нищих, чтобы они умели зарабатывать на хлеб насущный не только руками, но и головой. Для этого правительство (за счет “добровольных инвесторов”) уже начало строить ветростанции и станции с солнечными батареями. И передавать их обученным беднякам в эксплуатацию. А государство обязуется покупать произведенную электроэнергию по заранее оговоренной цене.

Нищим фермерам правительство выделило кредиты в 50 тысяч юаней. В долларах – это более 7 000. Безумно большие деньги для китайской глубинки. Причем этот кредит выдают без поручителей и залога. И на 10 лет освобождают заемщика от налогов. А еще всех голозадых бесплатно наделяют земельными участками – чтобы те выращивали еду для себя, для семьи и для продажи!

Наконец, вторая экономика мира обязалась обеспечить в рамках указанной программы бесплатное медицинское обслуживание и среднее образование для всех малоимущих. И не только в этих 14 бедных регионах.

Справка “КАРАВАНА”

Если сравнивать РК и КНР, то в процентном соотношении граждан, находящихся за чертой бедности, у нас примерно одинаково. Но если за хищения средств в ходе реализации госпрограмм в Поднебесной могут публично расстрелять, то у нас только посадить. И потом отпустить.

Комментируя последние политдвижения китайского правительства, китаевед Юрий ТАВРОВСКИЙ сказал, что все эти шаги сделаны совсем не случайно. “После событий на площади Тяньанмэнь в 1989 году Дэн Сяопин придумал лозунг “Переходить реку нужно, нащупывая камни”. Эту фразу Компартия КНР расписала в своей программе войны с бедностью не по годам – а по дням и юаням до 2049 года. “А в 2012 году, согласно этому лозунгу, Си Цзиньпин провозгласил новый путь – “Мечта о великом возрождении китайской нации”. Почему 2049-й? Потому что в том году КНР исполнится 100 лет. Почему рубеж в госпрограмме в 2020-м? Потому что в 2021-м – 100 лет Компартии Китая”. И в 2049-м Поднебесная станет ведущей экономикой мира”, – уверен г-н Тавровский.

А еще совсем недавно Компартия Китая считала главным орудием борьбы с бедностью простой презерватив. Потому что бедность – это болезнь, которая передается по наследству.

Чем наша программа лучше или хуже китайской? Деньгами они, конечно, нас “перестреляли”. Конкретикой вложений и обеспечением возврата инвестиций – тоже. Потому что расстрелы там – очень убедительный фактор, если кто-то не выполнил поручение Компартии в полном объеме и в установленные сроки.

У кого руки длиннее и головы умнее?

Во вторник в мажилисе обсуждали тему подготовки кадров, призванных реализовывать Госпрограмму индустриально-инновационного развития. Согласно выводу депутата Джамили НУРМАНБЕТОВОЙ, предприятия, включенные в ГПИИР, не выполняют своих обязательств по трудоустройству молодых специалистов. Во-первых, потому что кризис и денег нет. Во-вторых, потому что черт его знает, чему научились эти выпускники на самом деле. А кто станет рисковать в таких условиях?

К слову, если дело касается выпускников вузов, которые обучались за счет государства по грантам, то здесь еще одна проблема. Если они не сумели устроиться на работу (или предприятия, обозначенные в ГПИИР, не сумели их трудоустроить), то никто здесь ни за что не отвечает. То есть деньги – на ветер?

Впрочем, это история для другого материала.

Алматы