Хоть голову расшиби... - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хоть голову расшиби...

Хоть голову расшиби...

Иначе, как безобразием, это назвать нельзя. В Бостандыкском, Медеуском, Жетысуском районах Алматы самовольно устанавливают шлагбаумы на въезде во дворы и захватывают земли общественного пользования. Предприятия и учреждения огораживают прилегающую территорию и запрещают парковаться! А еще вы можете столкнуться с тем, что вашу улицу вдруг перекрыла… парковка!

  • 5 Февраля 2010
  • 1588
Фото - Caravan.kz

У “Алматы Паркинг” – свои интересы?

С недавних пор алматинцы вынуждены мириться с тем, что улица Тулебаева в самом центре города теперь перекрыта… стационарной парковкой. Как нам объяснили ее работники, хозяином здесь является государственное коммунальное предприятие “Алматы Паркинг”. После того как улицу перекрыли забетонированными столбиками и оградой, машины больше не смогут объезжать автомобильные заторы в очень оживленном месте – в районе пересечения улиц Гоголя и Фурманова.

Помимо прочего обратим внимание еще на один неожиданный момент. В странах Востока тупиковая улица всегда считалась очень плохим предзнаменованием.

– Не случайно ведь суеверные люди на подсознательном уровне связывают дорожный знак, обозначающий тупик, или табличку с надписью «Нет выхода!» с окончанием своего жизненного пути, – поясняет психолог Розалия НУРПЕИСОВА.

Но, судя по всему, “Алматы Паркинг” меньше всего желает учитывать психологические аспекты: просто хочется зарабатывать больше денег! И ничего, что главные автомобильные магистрали южной столицы и без того испытывают запредельные перегрузки – у “Алматы Паркинг” свои интересы. Иначе чем еще можно объяснить появление новой (и, заметьте, платной!) стационарной автостоянки на улице Тулебаева, возле центральной бани “Арасан”.

Кто хозяйничает на дороге

Парковка раскинулась почти на квартал – от улицы Гоголя до улицы Айтеке би! Улицы Гоголя, Тулебаева перегородили прочной металлической оградой, сбоку красовались синяя будка и красный шлагбаум.

– Теперь вверх нам путь заказан! – возмущается водитель по имени Айтпай. – Раньше объезжали затор перед перекрестком Гоголя – Фурманова по улице Тулебаева, а сейчас ее перегородили.

Теперь наверх проехать можно, только нарушив правила движения, – по левой, встречной, полосе. Плюс, разумеется, через территорию парковки. Мы спросили у работников стоянки: как попасть на улицу Айтеке би?

– Заплатите 100 тенге и проезжайте на здоровье! – ответил “добряк” в синей жилетке.

Резонный вопрос – за что именно мы должны платить? – явно вывел его из душевного равновесия: – За проезд через стоянку!

По словам Айтпая, это обычное дело: “C улицы Айтеке би на улицу Кунаева вы также не сможете выехать: там установлен мощный шлагбаум, запертый на замок…”

Такая вот садака

Заметим, улица Тулебаева пользуется у “Алматы Паркинга” большой популярностью. Она расположена в центре, где каждый квадратный метр на вес золота. Вот и пасутся здесь “парковщики”… В подчинении ГКП “Алматы Паркинг” уже 115 стоянок, 32 из них – дневные. И хотя рекомендованная плата – 50 тенге, с водителей требуют по сто.

В декабре прошлого года работники “Алматы Паркинг” попытались блокировать подъезд к детскому садику, что ниже улицы Гоголя. Натянули стальной трос и, перекрыв дорогу, требовали за проезд 100 тенге даже с жителей близлежащих домов. После коллективного обращения возмущенных граждан к руководству ГКП “Алматы Паркинг” им ответили, что на необорудованных парковках плата взимается на добровольной основе.

– Это примерно, как “садака” (милостыня), – остроумно замечает работник парковки по имени Ернар. – Захотят – дадут, а не захотят – пройдут мимо…

Но милостыню-то никто не вымогает! Между прочим, в прошлом году городская прокуратура Алматы заявила, что большинство парковок располагается на землях общественного пользования. Значит, парковщики не имеют права требовать плату.

Напомним, раньше дороги перегораживали силовые ведомства: ДКНБ – улицу Байзакова, ГУВД – Масанчи, финансовая полиция – Макатаева. Теперь тем же самым занялся «Алматы Паркинг».

Выручка – мимо казны?

В ДВД мы узнали, что в Алматы зарегистрировано 522 тысячи 572 автомобиля! Плюс ежедневно прибывает около 200 тысяч машин из Алматинской области и других регионов.

Предположим, что парковщикам ежедневно платят по 50 тенге. Всего 50 тысяч водителей. В сутки выходит 2,5 миллиона тенге, за месяц – 75 миллионов тенге, в год – 900 миллионов!

Эти суммы существенно расходятся с официальными данными о доходах “Алматы Паркинга”, судьба которых всерьез заинтересовала депутата Парламента Танирбергена БЕРДОНГАРОВА. “По официальным данным, ежемесячная прибыль “Алматы Паркинг” – 11 миллионов тенге, в год – 132 миллиона, – пишет он в своем депутатском запросе на имя Премьер-министра Карима Масимова. – 30 миллионов уходят на оплату налогов, остается около 100 миллионов. Как и на что расходуются эти деньги?”.

Нередко можно увидеть, что талоны за парковку водителям не дают, вот и возникает догадка, что немалая доля выручки минует городскую казну.

Не доберутся ни пожарные, ни полиция

Кроме работников парковок на землю общественного пользования посягают, например, жители микрорайонов “Орбита” и “Айнабулак”, обитатели домов близ Казахстанского центра делового сотрудничества “Атакент”, руководители различных предприятий… Одни ограничиваются установкой пластиковых фишек, другие огораживают приглянувшийся участок цепями, а кто-то сооружает мощный шлагбаум.

Так, на пересечении проспекта Райымбека и улицы Байзакова четырехсторонний перекресток стал трехсторонним. Раньше машины могли въезжать на территорию, прилегающую к разгрузочному тупику, и разворачиваться там. Теперь на въезде установили не только шлагбаум, но и дорожный знак, запрещающий движение. По словам охранника, такое “преобразование” благословил… местный акимат.

Проезд во двор дома № 81 на улице Тимирязева перекрыт железной конструкцией, которая не только обмотана цепями, но и заперта на огромный замок.

Жильцы домов, расположенных у перекрестка проспекта Достык и улицы Омарова, также отделены от внешнего мира железным шлагбаумом. Цель подобной самодеятельности – чтобы “чужие” не въезжали и машины не ставили. Но вместе с “чужими” во дворы не могут попасть ни “скорая”, ни пожарные, ни полиция.

ВОПРОСЫ начальнику управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Владимиру МЕРЕНКОВУ и прокурору г. Алматы Амирхану ЕСТАЕВУ:Почему руководители предприятий и учреждений считают прилегающую территорию своей? Когда городские власти решат вопрос о самовольном захвате земель общественного пользования? Кто дал указание об организации парковки на улице Тулебаева?

Олег ГУБАЙДУЛИН