– В Абайском районе, в селе Карааул у родителей Айдына есть небольшой табун дойных кобылиц, – рассказали в региональном управлении координации занятости и социальных программ. – Сам молодой человек – креативщик, нашел в Интернете ролики из Кыргызстана, увидел, что на основе кумыса смогли раскрутить целую линейку брендовых продуктов. В том числе мороженого. Загорелся. Собрал информацию, придумал свои рецепты.
Само лакомство из кобыльего молока – продукт не уникальный. Его производят во многих уголках постсоветского пространства, а в нашей стране освоили в Шымкенте и Павлодаре. Тем не менее у каждого производителя наработан особый секретный ингредиент, которым он ни за что не поделится с конкурентами.
Кроме того, в понимании людей кумыс – это кисломолочный пенистый напиток, и не более. Ни в йогурты, ни тем более в сладости его не перерабатывали, таких блюд нет в казахской кухне.
Другими словами, разрабатывать рецепты и осваивать технологию семейчанину пришлось самому, методом проб и ошибок. Возможно, это и подкупило комиссию, принимавшую решение, кому выдать грантовые денежки, а кому отказать.
– Айдын экспериментировал прямо у себя на кухне, – рассказали специалисты. – Пробовал добавлять дыню, клубнику, малину, банан, смородину, орехи. На это ушло несколько месяцев. Зато сейчас у него есть патент и сертификат качества. Природные аналоги ИВЛ? Почему внезапно вырос спрос на кумыс и саумал
В своем бизнес-плане начинающий предприниматель пошагово расписал весь процесс. Небольшое хозяйство родителей может ежедневно давать 35–40 литров кумыса. На первом этапе такого количества достаточно. Доставлять продукцию в торговые точки можно в сумках-холодильниках, это минимальные затраты. Пластиковые ложечки по 5 тенге и бумажную упаковку по 10 тенге готовы поставлять партнеры из Алматы.
Итоговая цена стаканчика кумысного мороженого в 250 миллилитров составляет 300 тенге.
– Основная статья расходов – это витрина-холодильник и аппарат фризер, – пояснили в управлении. – Их общая стоимость как раз тянет на размер гранта в 200 месячных расчетных показателей. Сейчас бизнес Айдына только раскручивается, но перспективы хорошие.
Собственно, доказательством последнего служит сам факт появления кумысного мороженого в Усть-Каменогорске. Покупатели клюют на необычный бренд, дети и молодежь с любопытством тестируют новый вкус. Если верить соцсетям, маленькое производство ежедневно получает заказы как на отдельные порции, так и на партии в несколько кило.
В целом в этом году по программе “Еңбек” в регионе было выдано 1 214 грантов на 676 миллионов тенге. Больше трети получателей – многодетные семьи. Самые активные – жители сельских районов, самые креативные – устькаменогорцы и семейчане.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК