В Национальном докладе о противодействии коррупции отмечено, что за взятки, хищения, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, присвоение и растрату вверенного чужого имущества в 2022 году было осуждено 725 лиц. В 2021-м – 892. Есть снижение?
Это смотря с какой стороны смотреть. Корреспондент медиапортала Сaravan.kz изучил вопрос.
Когда в конце июля Асхат Жумагалиевич докладывал президенту Токаеву об итогах работы за первое полугодие, то упомянул о рисках, «связанных с несовершенством механизмов формирования бюджетных заявок, отсутствием централизованного учета работников и интеграции бухгалтерских систем с базами данных казначейства, которые привели к крупным хищениям средств. Особенно в сфере образования».
Иными словами, если бы не процедурно-технические проблемы, то выявленных фактов и осужденных было бы гораздо больше?
Их сажают, а они все равно растут
В конце июня зампред антикора Дмитрий Малахов назвал самые коррумпированные сферы в Казахстане: «По числу уголовных правонарушений постоянно входит в тройку лидеров сельское хозяйство – 382 уголовных правонарушения, образование – 343 и социальная сфера − 295».
Через месяц в Национальном антикоррупционном докладе этот хит-парад изменился. Лидеры по количеству осужденных – сотрудники органов внутренних дел (отмечен рост), работники акиматов (да и сами акимы тоже). Далее – начальники и клерки министерства финансов, министерства индустрии, министерства здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, службы экономических расследований. А еще прокуроры, судьи и – барабанная дробь! – сами сотрудники антикора.
Так что говорить о том, что количество коррупционных преступлений и правонарушений снижается – похоже, рано.
Особая тема – сфера земельных отношений. Здесь у антикоровцев непаханая целина. С начала года открыты десятки уголовных дел почти во всех областных центрах страны. Судя по предварительной информации, речь идет о сотнях миллиардов тенге. Взятки и откаты, хищения и мошенничество, злоупотребление служебным положением. За последнюю неделю июля и три дня августа – уже более десятка сообщений на эту тему.
Справка «Каравана»
По информации правоохранительных органов, с начала этого года сумма взяток колебалась (в зависимости от ранга и «авторитета» чиновника) от пяти тысяч тенге до четырех миллионов тенге. Не брезговали и долларами.
С коррупцией сражаются не только антикоровцы.
В последний четверг июля председатель Агентства по финансовому мониторингу Жанат Элиманов доложил президенту Токаеву, что с начала года государству «возмещен ущерб и возвращены активы на 94 миллиарда тенге. Ликвидировано пять преступных групп (еще три дела находятся в производстве). По фактам хищения бюджетных средств расследуется ряд резонансных дел в топливно-энергетическом комплексе, коммунальной и газовой сфере».
А дальше – еще интереснее.
В этой очереди крайних нет?
Жанат Калдыбекович сообщил главе государства, что сотрудники АФМ пресекли деятельность 12 цехов по производству суррогатного алкоголя, предотвратили ввоз электронных сигарет на 5,3 млрд тенге. А также ликвидировали 11 подпольных казино, пресекли деятельность 22 финансовых пирамид (вкладчикам возмещен ущерб на 1,9 млрд тенге, заблокировано свыше пяти тысяч сайтов и аккаунтов)».
По факту, «левую» водку должны «хлопать» полицейские. Как и «строителей» «пирамид». Тормозить контрабанду должны таможенники и пограничники. Если это не происходит, то понятно, что за всеми этими правонарушениями и преступлениями стоят вполне реальные авторитетные агашки. Их имена – на слуху. Их «деятельность» – на виду. Так в чем проблема?
Об этом президенту и говорил Асхат Жумагалиев – несовершенство правовой и технической базы. Пока эти Инь и Янь не сойдутся в страстном порыве, результата не будет. Но скрипучая бюрократическая телега тормозит этот процесс. Да только ли она? Конечно, все упирается в финансирование создания единой базы данных. Но разговоры об этом в парламенте и правительстве идут уже почти 10 лет. Как и о всеобщем декларировании доходов граждан. Значит, кто-то заинтересован в том, чтобы отметить этот «праздник» позднее?
Два факта в тему
Первый. При участии сотрудников АФМ в 14 областях страны были снижены цены на 14 социально значимых продуктов питания. Вообще-то этим должны заниматься акимы регионов, а не сотрудники агентства. Если акимы не могут повлиять на снижение цен – они должны покинуть свой пост. Это еще два года назад сказал депутат мажилиса Айкын Конуров. А кто-то из его коллег на заседании палаты добавил, что социально-предпринимательские корпорации, которые работают под крышей акиматов, провоцируют коррупцию.
И второй. В июле Казахстан получил статус наблюдателя (пока наблюдателя) в Азиатско-Тихоокеанской группе по борьбе с отмыванием денег. Что это дает? Ну, хотя бы возможность обмениваться информацией по исследованиям в этой сфере и эффективно взаимодействовать в борьбе с коррупцией. Как бонус: «Это позволит отечественному бизнесу проходить упрощенный контроль трансграничных финансовых операций», — сказано в сообщении АФМ.
P.S.
В последний день июля было завершено расследование по делу экс-вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Тимура Токтабаева. Его обвиняют в незаконной передаче месторождений полезных ископаемых «по факту злоупотребления должностными полномочиями без аукциона аффилированным с ним лицам под предлогом разведки месторождения с крупными запасами полезных ископаемых».
По версии следствия, подконтрольная ему компания за минимальную стоимость подписного бонуса получила уже готовое к добыче месторождение.
«Уникальные по своим мировым запасам полезные ископаемые никеля и кобальта оцениваются в 100 млн тонн на сумму 5,7 трлн тенге. Данное месторождение возвращено в пользу государства».