Однако капитан сборной Казахстана по кёрлингу Рамина ЮНИЧЕВА, взявшая вынужденную паузу в выступлениях, оказалась вполне земным человеком. В эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” она рассказала о камнях, щетках, а также о механике жидкости и газа.
Первый запуск
– Рамина, помните тот день, когда первый раз запустили камень?
– Это случилось в 2011 году. Мне тогда было 18 лет. В кёрлинг меня привела тетя. Она в свое время, можно сказать, стояла у истоков этого вида спорта в Казахстане. Когда в республике решили развивать кёрлинг, то пригласили тренироваться бывших спортсменок, и моя тетя, которая раньше была гимнасткой, оказалась в их числе.
– В 18 лет не поздно открывать для себя новую спортивную дисциплину?
– Нет. Кёрлинг – вид спорта для любого возраста. К примеру, моя тетя пришла в него, когда ей было за тридцать.
– Много времени прошло между тем, как вы начали заниматься кёрлингом, и тем, когда окончательно разобрались в его правилах?
– Чтобы уяснить правила, их достаточно прочитать. А вот на то, чтобы понять суть игры, ее логику, стратегию и тактику, у меня ушло не меньше года.
– Можете рассказать о правилах кёрлинга в двух словах?
– Главная задача – чтобы к концу игры камни твоей команды располагались ближе к центру дома, чем камни соперника.
Шахматы на льду
– Кёрлинг – это геометрия?
– Нет. Кёрлинг называют шахматами на льду. Наверное, из-за того, что основное в нашем виде спорта – это логика и стратегия. Ну и физическая подготовка, конечно. Роман с камнем
– Она тоже важна?
– Да. Это со стороны кажется, что играть в кёрлинг легко. Но у нас матчи в среднем продолжаются 2,5–3 часа. Так что без выносливости никуда.
– А в обычные шахматы играете?
– Основные правила знаю. Не скажу, что играю превосходно, но умею.
Скипу – холодно, слипу – жарко
– Амуниция кёрлеров тоже вызывает немало вопросов…
– Начнем с обуви. Это специальные игровые ботинки. У них одна подошва скользящая (ее мы надеваем на ногу, на которой выезжаем на выпаде), а другая – нет. Такую обувь выполняют на заказ в Канаде. Мы отсылаем туда свои мерки, и там делают. Далее – штаны. Они тоже необычные: сохраняют тепло, хорошо тянутся. То же и с курткой. Если мерзнешь, то надо одеться потеплее. К примеру, я была скипом, который большую часть матча стоит на противоположном конце поля и руководит игрой. Поэтому я и перчатки надевала, и дополнительную одежду. А девочкам, которые слиповали – терли лед перед камнем, было, наоборот, жарко. Под конец игры они даже раздевались.
– Умение натирать лед щеткой в быту пригодилось?
– Если так натирать полы, то они просто будут в дырах. Когда слипуешь на льду, то прикладываешь очень много сил.
Камень за тысячу долларов
– Кёрлинг – дорогой вид спорта?
– Да. К примеру, камни изготавливают из цельного гранита, и стоят они не меньше тысячи долларов. Одежда бывает разной: попроще или подороже. Понятно, что чем она дороже, тем комфортнее.
Неумехи
– Прошлой зимой наши зрители благодаря Универсиаде познакомились с неведомым для них кёрлингом…
– Универсиада – это яркое событие в жизни любого спортсмена, и нам повезло быть ее частью. На соревнования зрители приходили, но вся проблема в том, что они не знали правил. Случались курьезные моменты. Ты запускаешь камень, он попадает в другие, и те разлетаются во все стороны. Зрители счастливы, аплодируют, хотя этот удар на самом деле не принес нам никакой пользы. Было приятно, что после игр к нам подходили, фотографировались. Спрашивали: “Почему вы проигрываете? Кёрлинг – это же несложный вид спорта!”. Думают, что это легко, а мы такие неумехи.
– Когда видите, как играют звезды кёрлинга, не возникает вопроса: “Господи, как они это делают?!”.
– Уже нет. Со временем поняла почему. Это достигается только трудом, ежедневными тренировками. Если бы у нас было столько же льда, мы прогрессировали бы гораздо быстрее.
Нарушать нечего
– Вы, как капитан команды, можете оспаривать решения судей?
– Кёрлинг – это игра джентльменов. Я ни разу не видела, чтобы кто-то спорил с судьей или команды что-то друг другу доказывали. У нас все предельно честно, ясно и понятно – нарушать, в принципе, нечего. Судья же практически не вмешивается в процесс игры, а просто наблюдает за ней со стороны.
– В кёрлинге не слышно не только о судейских, но и о допинговых скандалах…
– Проверки на допинг у нас есть, но громких разоблачений действительно нет. Если говорить о нашей команде, то мы стоим на учете в центре спортивной медицины. Там получаем все назначения. Врачи центра знают, что можно принимать, а что нельзя.
В шлемах и латах
– Кёрлинг – травмоопасный вид спорта?
– Да. Новички и головой о лед ударяются, и коленки себе отбивают. Если человек хочет, то может надеть наколенники. А в Европе те, кому за пятьдесят, обязательно играют в шлемах. У меня, конечно, тоже были падения, но, к счастью, без серьезных последствий.
– Какие у вас интересы вне катка?
– Главное мое хобби – это путешествия. Увлечение началось с того момента, как мы стали с командой ездить на сборы, соревнования. Мне очень понравилась Япония. Там особая культура. Тебе даже взрослый человек при встрече кланяется. Поначалу это смущало. Япония – будто другая планета, но люди там дружелюбные. Теперь хотелось бы посмотреть Америку. Мне кажется, там много интересного: Нью-Йорк, Большой каньон, экскурсия в Космический центр НАСА. Правда, для этого надо выкроить время – недели две точно.
– Что еще, кроме путешествий?..
– Люблю заниматься спортом – тренажерный зал, бассейн. Люблю горные лыжи, Шымбулак. Нравятся скорость, горы, снег, природа вокруг, ощущение свободы. Мечтаю покататься на самых знаменитых горнолыжных курортах мира. Желательно на всех. Кёрлинг – игра для всех и на всю жизнь
Несостоявшийся лаборант
– У вас довольно нестандартное для спортсменки образование…
– Я училась в физико-математическом лицее, поступила на механико-математический факультет Казахского национального университета имени Аль-Фараби. Потом была магистратура, которую я недавно окончила. Специальность “Механика жидкости и газа”.
– Учиться было интересно?
– Местами интересно, местами скучновато. Планировала, что после окончания учебы буду работать, например, в лаборатории нефтяной компании. Но жизнь сложилась иначе: вышла замуж, и планы изменились. Но диплом, думаю, пригодится – жизнь длинная.
Будущее
– При имени Рамина вспоминаю почему-то сразу королеву полевых мышей…
– Это из сказки “Волшебник Изумрудного города”? Но меня назвали, конечно, не в честь нее. У знакомых моих родителей была дочка Рамина. Говорят, она была настолько милым и хорошим ребенком, что мама с папой захотели, чтобы их дочку звали так же.
– Героиня сказки умела предсказывать будущее. Кем вы видите себя через 10, 20, 30 лет?
– Я вижу себя в первую очередь мамой нескольких детей. Для меня семья сейчас в приоритете.
Алматы