Ерлан ОТЕГЕНОВ живет в Актау с 1960-х годов. Каждый день, в любую погоду и в любое время года, он выходит на пробежку вдоль моря. Говорит, что поражен, с какой скоростью отходит вода.
– Я помню пирсы и мостики – в молодости мы с них прыгали в воду, там глубина была больше 2 метров. Теперь они все на суше. Помню, как многие боялись заходить в воду из-за множества камней на дне, а сейчас они все оголились. Теперь можно пройти, не замочив ног, еще метров на 100, там, где раньше была вода. Причем всё это происходит последние 1,5–2 года, – говорит житель города.
Ученые не перестают повторять, что Каспийское море циклично – оно периодически мелеет, но также есть и периоды, когда уровень его поднимается. Экологи же отмечают – обмеление не обходится без человеческого фактора.
– Мы, как жители приморского города, как никто другой видим, что сейчас происходит. Да, нам говорят, что это природное явление. Но это всё равно вызывает беспокойство у жителей Актау. Я считаю, что неплохо было бы 2 странам провести сравнение – сколько воды ранее забирали предприятия на берегах Волги в России и сколько забирают сейчас. Я считаю, что водозабор с Волги и тот факт, что эта река тоже мелеет из-за чрезмерного использования воды со стороны России, существенно влияют на уровень Каспия. И это должно быть сигналом для того, чтобы наши высшие государственные чины могли сесть за стол переговоров с Россией. Тогда, думаю, можно будет смягчить этот процесс. Но если так и будет продолжаться, Каспий может ждать участь Аральского моря, – считает экоамбассадор от Мангистауской области Адильбек КОЗЫБАКОВ.
И действительно, российские специалисты отмечают, что уровень воды на нижней Волге упал почти на полметра, причем это гораздо ниже, чем было в самом маловодном – 2010 году. Основную причину видят в малом количестве осадков, а также в том, что малые реки, которые впадают в Волгу, уже не несут в себе то же количество воды, что и раньше – ее разбирают на хозяйственные нужды. К слову, в Каспий впадает не только Волга, но и больше 100 больших и малых рек.
– Именно реки удерживают уровень Каспия в относительном покое. Но только при одном условии – если их водоток не меняется в зависимости от климатических изменений или влияния человека. Человеческий фактор – это интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства. На реках возводят водохранилища с искусственной регламентацией сброса вод. Кроме того, влияет и интенсивный забор грунтовых вод, которые питают реки, – говорит краевед и археолог Андрей АСТАФЬЕВ.
Казалось бы, при чем тут археолог? Но у специалиста – свой взгляд и свой интерес к проблеме обмеления Каспия.
– Дело в том, что жизнь прибрежного населения была самым непосредственным образом связана с постоянно изменчивыми очертаниями береговой линии. Человек всегда занимался в прибрежной полосе той или иной хозяйственной деятельностью и строительством. Низменные участки из-за обеспеченности пресными грунтовыми водами были благоприятны для земледелия. Здесь возникали поселения рыбаков, ремесленников и торговцев. В наши дни проблема обмеления моря – очень обсуждаема среди прикаспийского населения. Притягательна и сама тайна причин колебания уровня моря, – отмечает Андрей Астафьев.
Каспий – крупнейший на Земле замкнутый водоем и самое большое бессточное озеро в мире. Из-за размеров его называют морем. Сейчас площадь Каспия – около 390 тысяч кв. км, а его максимальная глубина – 1 025 метров.
– 2,5 миллиона лет амплитуда колебания уровня моря составляла 100 метров, то есть 50 метров вверх относительно современного уровня и 50 метров вниз. Невозможно даже представить себе, как изменились его очертания. В наши дни мы видим, как разительно меняется береговая линия на казахстанском побережье. Единой устоявшейся теории о причинах таких колебаний нет. Ученые называют несколько из них. Главная – это изменение увлажненности в Северном полушарии. Можно представить чашу с водой, стоявшую долгое время на солнце и ветре. Ни для кого не секрет, что вода рано или поздно испарится. То же самое происходит и с Каспием. Он испаряется под влиянием внешних природных факторов. И если климат прохладный, процесс выпаривания замедляется. Есть еще одна теория. Каспийское море граничит с Кавказскими горами – молодыми в геологическом времени. Там продолжается сейсмическая деятельность. Новости периодически информируют нас о подводных землетрясениях в южной акватории Каспия. Подвижки земной коры могут менять очертания морского дна и его объем, – добавляет археолог. Атырауские общественники не верят в безопасность работ на шельфе Каспийского моря
Подъемы и снижения уровня Каспия цикличны, то есть они сменяют друг друга за определённые промежутки времени. При этом продолжительность подъемов больше, чем спадов. Иначе говоря, Каспийское море дольше находится в состоянии высокого уровня, чем низкого. Последний цикл высокого уровня моря длился около тысячи лет. Тогда он был на 6–7 метров выше нынешнего.
– Совсем недавно на казахстанском побережье получено материальное подтверждение высокого Каспия в конце XVII века – на сухом берегу мы нашли следы кораблекрушения. Есть археологические свидетельства высокого уровня моря и в период Золотой Орды. В районе современного Форта-Шевченко находится портовое поселение XIV века – Кеттик Кала, которое в наше время отстоит от берега Каспия более чем на 2 километра. А 700 лет тому назад в этом месте на рейде стояли торговые суда, перевозившие товары из Ирана, Азербайджана и Европы через волжскую артерию. Восемь лет назад мне удалось найти торговую пристань, именуемую в источниках как Караганская, Сарташская или Мангышлакская. Она располагалась на берегу современного залива Качак и активно функционировала с X по XVIII века. Сейчас море ушло от берега по сравнению с тем временем на 2,5 километра. В районе этой пристани были найдены остатки древнейшего для Мангистау портового города, возникшего 2 тысячи лет назад и просуществовавшего 600 лет. Этот город стоял на важной торговой ветке – Северном ответвлении Великого Шелкового пути. В наши дни это безводное и безжизненное пространство, – говорит археолог.
С начала XIX века уровень Каспия идет на спад. Своего пика он достиг в 1978 году, когда уровень упал до отметки “минус 29 метров”. Однако в 1996 году он поднялся на 2,5 метра – это вызвало подтопление береговой полосы во всех Прикаспийских государствах. Именно тогда ученые всего мира всерьез заговорили о прогнозах развития ситуации. Больше 2 десятков лет море было в фазе покоя, а теперь начало уходить. И снова все задаются вопросом – что преподнесет Каспий, но уже с учетом того, что на его берегах построена серьезная инфраструктура.
– Прогнозы – дело неблагодарное, но есть мнение, что колебания Каспия могут варьировать на 3 метра вверх и столько же – вниз. Все мы стали свидетелями аномальной затяжной жары в этом году, и что будет дальше, никто не знает. Но существует проблема глобального потепления, которая может стать одной из веских причин обмеления Каспия. Надо помнить, что всё в мире циклично и не прямолинейно. Море не уйдет за один год, эти процессы растягиваются на десятилетия и даже на столетия, – добавляет Андрей Астафьев.
Последнее критичное падение Каспия 4–5 метров ниже современных отметок произошло более 1 000 лет назад.
При этом жизнь на этих берегах не закончилась, а сдвинулась вслед за уходящим морем. К примеру, тогда вовсе исчез Северный Каспий, и племена, которые жили на противоположных берегах, запросто ходили по бывшему дну Каспийского моря. Этот факт запечатлен на европейских картах XIV века.
За последние 15 лет уровень моря, по данным минэкологии, упал на 1,5 метра. Европейские ученые построили прогнозную модель уровня Каспия до конца века. По их расчетам, снижение только ускорится, а уровень упадет на 9–18 метров.
АКТАУ