Этот профессиональный партнер создаст комфортную атмосферу, настроит на позитив и естественность процесса, а на случай нештатных ситуаций будет на страже интересов роженицы. Насколько с ними легче и безопаснее рожать?
“Мы благодарны карантину”
– В Казахстане этот вид деятельности развивается последние 5 лет. Когда я начинала работать, то обучалась в Украине – ни в России, ни у нас не было курсов на эту тему. Ну и доул, собственно, тогда тоже не было, во всяком случае, сертифицированных. На данный момент в стране около 60 сертифицированных доул, большинство обучены у нас, – рассказывает Олеся ЛИВАРЕНКО, сертифицированная доула, соучредитель центра осознанного материнства “Моя доула”, мама трех дочек. Олеся сопроводила более 300 родов в Казахстане.
– Изменилась ли работа доул в период карантина?
– В целом роды во время строгого карантина мы, конечно, не сопровождали. Бывали случаи, когда женщина жила рядом и мы могли ее проводить до роддома и как-то поддерживать онлайн, но на роды мы не ходили. Когда в частных роддомах уже было послабление, появилась возможность посещать роды с отрицательным ПЦР-тестом. В целом мы очень благодарны карантину – у нашего центра, наконец, появилась возможность заняться онлайн-курсом, за это время смогли подготовиться и запустить его.
– Нужно ли доуле обладать медицинским, психологическим или другим специфическим образованием?
– Специфического образования не требуется. Более того, иногда, к сожалению, медицинское образование даже мешает, потому что есть какие-то свои установки. Единственное важное требование для доулы: чтобы у нее, как говорят врачи, в анамнезе были хотя бы одни свои естественные роды. Женщина обязана иметь положительный опыт вагинальных родов. Ну и, соответственно, следует пройти обучение.
“А на нас смотрит… голова ребенка”
– Какие нестандартные ситуации на родах у вас бывали?
– Нестандартных ситуаций очень много, наверное, будет интересно, если расскажу несколько разноплановых. Например, однажды у нас женщина рожала в коленно-локтевой позиции, это были ее вторые роды, она долго не могла решиться на них из-за того, что первый опыт был сложным. Так вот она родила ребенка… в плодном пузыре. Во-первых, рождение в пузыре – большая редкость, во-вторых, обычно такие роды очень мягкие и легкие как для мамы, так и для ребенка. Когда на свет появилась малышка, мы с акушеркой поздравляем женщину, а она удивленно спрашивает: “Что, уже всё?”. Настолько всё благополучно прошло, что она и не заметила, как родила, вот такая была комическая ситуация.
Еще был случай: женщине предстояли вторые роды, она звонит мне, сообщает, что всё началось. Они с мужем меня забрали на машине, я села на переднее сиденье, оборачиваюсь – спит. Думаю, может, не рожаем вовсе? И вот пока мы ехали, а до роддома было ну очень близко, за это время она три раза очень активно дышала. Я поняла, что действительно рожаем, но при этом между схватками она умудрялась засыпать. Такое бывает очень редко. И когда она заняла вертикальное положение, вижу, что ее подтуживает. Мы заходим в роддом, на первом этаже, в приемном покое, куча людей – это было задолго до карантина, я говорю акушеркам: давайте скорее ее заведем в какую-нибудь комнату, ее явно тужит. Нашли маленькую комнатку, где заполняют договоры, там нет ничего, кроме скамейки для посетителей, женщина, перешагивая через порог комнаты, кричит: “Голова!”. Мы с акушеркой давай спешно стягивать с нее колготки, поднимать длинную юбку, к счастью, на ней были одноразовые трусики, которые легко разорвали, а там, действительно, на нас смотрит… голова ребенка. В такой ситуации важно было не растеряться. Мы положили ее на бочок на эту лавочку, она еще раз выдохнула, и родился малыш.
Конечно, ситуации были разные: слава богу, дома мы не рожали, но вот такие истории, когда ребенок появлялся на свет на входе в роддом – были.
Самая, наверное, распространенная нестандартная ситуация, которая может случиться, это когда женщина долго и тщательно готовится к естественным родам, но вдруг возникает прямое показание к кесареву сечению. Например, страдает сердцебиение малыша или что-то другое. Чаще всего это очень стрессовая ситуация и сложный выбор для женщины, вот тут важно уметь поддержать. Сделать так, чтобы не возникло комплексов: “я недоженщина, недомать”, раз родила не тем путем. В то же время объяснить, что сейчас это тот выход, который нужен, который, к счастью, у нас есть. Хорошо, когда это проговаривается заранее, до родов, что такое может случиться, мы идем рожать не любой ценой естественным путем, а рожать здорового ребенка и самой остаться при этом здоровой. И если возникают такие показания – значит так надо, значит, малыш выбрал этот путь.
Рука, качающая колыбель, правит миром
– Есть ли у вас внутренняя статистика, кто чаще всего прибегает к услугам профессиональных партнеров в родах?
– В среднем это женщины 30–35 лет, которые взвешенно подходят ко всему и, соответственно, к родам тоже. Они хотят, чтобы у них была грамотная квалифицированная поддержка в этот важный период. Чаще всего это люди с образованием и более, скажем так, устоявшимся экономическим статусом, которые привыкли планировать свою жизнь, ценят деньги и свое здоровье. Все остальные критерии, честно говоря, субъективны. Есть женщины, у которых нет мужей, но есть и такие, у которых и мужья, и мамы, и свекрови, но они хотят, чтобы с ними пошел спокойный уравновешенный человек, знающий свое дело. Первая в мире: столичный гинеколог изобрел уникальную кровать для родов
– Привык ли к вам медперсонал, нет ли своего рода соперничества с акушерками?
– Знаете, все зависит от людей, как и везде. Кто-то не совсем понимает, что мы делаем. Мы ни в коем случае не лезем в медицинскую часть. Наоборот, стараемся, чтобы в родах было легче всем: и роженицам, и врачам. Но некоторые действительно воспринимают нас как конкурентов, другие – как помощниц, обычно это свои акушерки, с которыми много раз рожали. Мы за то, чтобы роды были адекватными, безопасными, комфортными для всех сторон процесса.
– Есть ли у доул свой кодекс чести?
– Есть так называемый этический кодекс доул, когда я, например, обучалась, то его подписывала. Без него мне бы не выдали сертификат. Но это так же, как с клятвой Гиппократа, ее все медики приносят, но не все выполняют.
Тем не менее есть определенные непреложные правила. Самое главная наша цель – чтобы большее количество женщин рожали успешно, мы искренне считаем, что рука, качающая колыбель, правит миром. Чем большему количеству женщин нравится рожать, чем больше рождается здоровых деток, тем, соответственно, вся страна и весь мир становятся счастливее.
Алматы