Кавказский узел: что потеряет Казахстан в случае войны между Арменией и Азербайджаном - Караван
  • $ 511.22
  • 540.05
+2 °C
Алматы
2024 Год
1 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кавказский узел: что потеряет Казахстан в случае войны между Арменией и Азербайджаном

Кавказский узел: что потеряет Казахстан в случае войны между Арменией и Азербайджаном

Внимание мировых держав приковано к ситуации вокруг Нагорного Карабаха, где с воскресенья продолжаются боевые действия. Азербайджан и Армения активно применяют тяжелые вооружения и заявляют о потерях среди военных, техники и гражданского населения.

  • 2 Октября 2020
  • 4418
Фото - Caravan.kz

В политико-дипломатической плоскости

Боевые действия между Арменией и Азербайджаном идут с 27 сентября. Обе страны ввели военное положение, объявлена мобилизация граждан.

Поддержку в переговорах и на поле боя Азербайджану пообещала Турция. Россия призвала Анкару “не подливать масла в огонь” в Карабахе и способствовать возврату к переговорам. Совет Безопасности ООН и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) призвали стороны прекратить боевые действия.

Конфликт между Баку и Ереваном начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР.

В ходе вооруженного конфликта 1992–1994 годов Азербайджан утратил контроль над Нагорным Карабахом и 7 прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры о мирном урегулировании конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, в которой председательствуют Россия, США и Франция.

Сразу после нынешней эскалации карабахского вопроса МИД Казахстана заявил о готовности республики содействовать поиску мирных путей разрешения конфликта на площадках международных организаций.

– Как действующий председатель СВМДА, предлагаем использовать имеющийся пакет мер доверия Совещания, – говорится в сообщении внешнеполитического ведомства РК.

Помощник Президента – секретарь Совета Безопасности РК Асет ИСЕКЕШЕВ во время телефонного разговора с армянским коллегой Арменом Григоряном довел позицию казахстанской стороны о необходимости принятия всех мер для стабилизации ситуации, отказа от использования силовых средств и решения вопроса исключительно в политико-дипломатической плоскости.

Вместо голубей мира – ястребы войны

По какому сценарию будет развиваться текущая эскалация армяно-азербайджанского конфликта, какие риски несет ситуация Казахстану и другим странам и возможно ли завязать этот кавказский узел? С этими вопросами мы обратились к отечественным и зарубежным экспертам.

Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жумабек САРАБЕКОВ отмечает, что позиция Казахстана на текущий момент оптимальна – и с Азербайджаном мы являемся стратегическим партнером, и с Арменией состоим в ОДКБ и ЕАЭС.

– Сложность в том, что вследствие нынешней эскалации конфликта и в Баку, и в Ереване укрепляются позиции так называемых ястребов, внешнеполитические линии обеих стран становятся жестче. В какой-то момент накал страстей может перечеркнуть все прежние достижения переговорного процесса, – говорит политолог.

Среди сценариев развития эксперт выделяет два: при первом боевые действия будут постепенно сворачиваться, в чем сыграют роль третьи игроки в лице России и евростран.

– По второму сценарию полномасштабный военный конфликт станет неизбежен. В противостояние могут быть втянуты третьи игроки, прежде всего Турция. Вмешательство Анкары приведет к тому, что и Россия будет вынуждена задействовать свои вооруженные силы. В случае армяно-азербайджанской войны пострадает и Казахстан, – акцентирует Сарабеков.

– Риск возникает для наших проектов на Каспии. Мы вкладываем большие средства для задействования Транскаспийского транзитного коридора, и территория Азербайджана выступает одной из ключевых артерий этого маршрута. Ситуация нестабильности повышает риски для внешних инвесторов, для которых принципиально важна безопасность маршрутов и бесперебойное функционирование.

В свою очередь, угроза масштабных боевых столкновений будет тормозить грузопоток, и Казахстан рискует недополучить отдачу от своих инвестиций в каспийские проекты.

– Во-вторых, Армения не скрывает, что в случае начала масштабных военных действий будет наносить удары по стратегическим объектам Азербайджана. В качестве приоритетных целей обозначаются северо-западные районы Азербайджана, по которым проходят основные железнодорожные магистрали, нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум.

Удар по нефтяным мощностям Азербайджана затронет нашу страну – планировалось, что часть нефти мы будем перенаправлять через Баку – Тбилиси – Джейхан. Сейчас существенных объемов нефти по этому трубопроводу не перевозится, но, по заявлению казахстанского минэнерго, в перспективе планируется расширение добычи на месторождении Тенгиз, и появится необходимость в дополнительных инфраструктурных мощностях. А если БТД будет под риском, это ограничит наши возможности на диверсификацию маршрутов поставок, и мы будем больше зависеть от российской нефтяной инфраструктуры, – отмечает собеседник.

"Красные линии"

Эксперт Российского совета по международным делам Александр ГУЩИН отмечает, что при базовом сценарии конфликт будет урегулирован под давлением России, которой выгодно скорейшее прекращение этой эскалационной линии.

– Боевые столкновения будут продолжаться еще несколько дней, но, скорее всего, станут частью повышения ставок, принуждения Баку и Анкары армянской стороной к более податливой позиции на будущих переговорах.

В любом случае роль военной силы существенно возросла. Определенный перекос сил – на стороне Азербайджана, который и экономически, и в военном отношении более силен. Но в условиях общей экономической и военной ситуации в регионе и мире этот перекос недостаточен для того, чтобы совершить победу в стиле блицкрига. Вряд ли он возможен и на фоне связи Армении союзническими отношениями с РФ. Москва поставит здесь определенные “красные линии”, – говорит собеседник.

Гущин подчеркивает, что модель консервации конфликтов по образцу 90-х годов больше не работает.

– Сохранение статус-кво любой ценой откладывает решение и периодически приводит к таким эскалациям. Мы наблюдаем дефицит новых моделей политического урегулирования в условиях роста регионального влияния разных игроков и неэффективность старых коллективных форматов безопасности – ОБСЕ и других. Своих форматов безопасности на постсоветском пространстве, к сожалению, пока недостаточно. Та же ОДКБ обеспечивает определенные параметры безопасности в Центральной Азии, но этого недостаточно.

Ну а то, что Южно-Кавказский регион останется регионом противостояния, объективно понятно. Это нефтяной многонациональный регион, где внутренние конфликты пересекаются с влиянием внешних сил, где представлены военные силы разных стран. И даже если удастся купировать ситуацию с последним обострением (а я на это надеюсь), то военно-политическое противостояние будет сохраняться, – полагает эксперт.

НУР-СУЛТАН