Выступление этно-фолк-ансамбля “Тұран” было посвящено 30-летнему юбилею Независимости страны.
Любая композиция “Тұран” – это захватывающее шоу, переносящее изумленного зрителя в некое иное измерение. А еще музыканты любят представлять слушателям увлекательные рассказы об истории своих музыкальных инструментов, акустические возможности которых, пожалуй, превосходят любые умнейшие программы всесильных компьютеров. Причем команда выступает исключительно вживую, и все ее участники виртуозно владеют несколькими инструментами. Лишь условно каждому можно приписать какой-то основной.
Состав музыкальной команды: Максат МЕДЕУБЕК (қыл-қобыз, нарқобыз) Бауыржан БЕКМУХАНБЕТОВ (домбыра, шаңқобыз), Ержигит АЛИЕВ (жетыген, горловое пение), Серик НУРМОЛДАЕВ (сыбызғы, сазсырнай, тұяқтас) и Жанту ДАДАБАЕВ (горловое пение, даңғыра, дауылпаз).
– Изготовитель, например, моего кыл-кобыза – Тулеген Сарсенбаев, – рассказывает Максат Медеубек. – Этот великолепный инструмент создан в 2005 году, но благодаря художественному воображению и искусному дизайну мастера он выглядит как очень древний. Вырублен из цельного куска дерева и имеет неповторимый, очень выразительный звук. Такие инструменты – большая редкость.
Домбру Бауыржана, тоже из цельного куска дерева, искусно вырубил мастер Нарбек Оханов. Многострунный щипковый инструмент жетыген (подобие лежащей арфы), сыбызғы (род продольной флейты) и бубны мы приобрели в мастерской “Шертер”. Шанкобызы – из Кыргызстана. Мой большой нарқобыз изготовил Талгат Жанасылов. А глиняный сазсырнай делал молодой мастер, ученый-исследователь, возрождающий древние музыкальные инструменты, Азамат Бакия. Сегодня в его арсенале 6 видов сазсырная разного диапазона: от басового до пикколо. Собирая такие коллекции, мы продолжаем дело наших ушедших в мир иной мастеров Болата Сарыбаева и Узбекали Джанибекова. Именно они в свое время дали новую жизнь забытым национальным инструментам.
Сегодня музыка звездной пятерки востребована не только на сценах концертных залов, но и в кино, театре, балете, мультсериалах и даже в рекламных роликах.
– После того как мы исполнили саундтрек к известному турецкому сериалу “Er Tugrul”, нас часто стали приглашать в Турцию, – рассказывает Бауыржан Бекмуханбетов. – И туда, где проходили наши концерты, люди на автобусах приезжали из всех окружающих городов и деревень. А композицию “Ер Тұран” на канале YouTube посмотрели уже больше 8 миллионов человек. Так она стала не только визитной карточкой “Тұран”, но и своеобразным гимном тюркского мира. Турки же на свой лад стали называть ее “Түркі қаны” (тюркская кровь). Слова написал Исраил Сапарбаев. И теперь в разных точках планеты, в Турции, Венгрии, Германии и даже… на Тайване, у нас есть свои фан-клубы.
– Как получилось, что вы стали сотрудничать с Фондом Нурсултана Назарбаева?
– Первый свой диск в 2009 году мы выпустили сами, на свои средства, – вспоминает Бауыржан. – А потом, когда накопился новый репертуар, мы обратились к Фонду. В 2011 году презентовали там второй альбом “Ер Тұран” и выиграли грант на его выпуск. Это было словно второе дыхание для ансамбля. Мы, действительно, очень благодарны Фонду Нурсултана Назарбаева, потому что именно этот альбом принес нам огромный успех за рубежом, в том числе в Китае.
– За что же вас так полюбили китайские слушатели?
– Скажу так: когда ищешь особый подход, перед тобой открываются все двери, и ты можешь осуществить свои самые смелые замыслы. Фонд Нурсултана Назарбаева поддержал нас в наиболее судьбоносные моменты. Благодаря ему мы не только выпустили второй альбом, но и отправились в большое гастрольное турне по городам Китая: Пекин – Шанхай – Ханчжоу – Шэньчжэнь – Шаньтоу – Циньхуандао. Оно проходило в рамках 8-го джазового фестиваля “OCT-LOFT SHENZHEN-2018”, и там мы дали ряд больших сольных концертов.
– И это стало уже больше, чем грант?
– Да! Успех в Китае был колоссальный.
– Можно провокационный вопрос? Бывает так, что казахи и китайцы находятся как бы по разные стороны “баррикад”. А вы говорите об ошеломительном успехе в Поднебесной. Как такое возможно?
– Тюрки и китайцы на самом деле – это 2 разные цивилизации, кочевая и оседлая. Но времена и уклад жизни меняются. Хотя некая внутренняя настороженность еще осталась. Именно она в древние века породила строительство Великой Китайской стены. Сейчас нам сложно представить, как в сакском и гуннском периодах, в начале нашей эры, 20-тысячное войско гуннов под этим сооружением исполняло молитву за победу хоровым горловым пением под бой барабанов. И эта техника полифонического обертонного пения, действительно, воздействовала на людей магически. Это было как гром среди ясного неба. И тот внутренний трепет до сих пор присутствует у многих жителей Поднебесной.
Когда мы давали свои концерты в Китае, слушатели пребывали в некоем культурном шоке. И я заметил, как поначалу люди закрывали глаза и даже молились. А на 10–12-й концерт все уже безоговорочно принимали нашу музыку. Их можно понять. Даже когда горловую технику применяет 1 человек, у меня по телу идут мурашки. А если это 20 тысяч исполнителей плюс барабаны, да еще трудно определить, откуда исходит такой фантастический звук, – это, действительно, потрясает!
Интересно, что перед гастрольным турне строгие китайские цензоры тщательно изучили наш репертуар и отобрали для публичных выступлений не все произведения. Лишь потом мы поняли причину. Оказывается, тюркское горловое пение отзывается в душах китайских слушателей генетическими “воспоминаниями” о прошлых исторических событиях. Об этом нам говорила одна профессор-искусствовед из Тайваня. Вот такой интересной была реакция китайских поклонников.
Алматы