Много золота
В этом году коронакризис спутал карты многим ученым, но только не археологам. В Восточном Казахстане научные экспедиции продолжили работу в Катон-Карагайском и Тарбагатайском районах, знаменитых долинами с “царскими” курганами скифо-сакского периода. Только в долине Елеке сазы задокументировано более 300 древних погребений, а значит, исследователям здесь работы еще на многие десятилетия, если не на столетия.
В сентябре известный археолог профессор Абдеш ТОЛЕУБАЕВ (на фото) рассказал об “улове” этого года. При раскопках элитарного кургана диаметром более 140 метров чуть в стороне от погребальной камеры было обнаружено подношение аруахам – духам предков. Клад состоял из почти 850 золотых изделий – от достаточно крупных украшений в виде оленей, грифонов, барсов, цепочек до бисера диаметром 1–2 миллиметра. Находки датируются V–IV веками до н. э., многие являются уникальными, прежде нигде не встречавшимися. Например, впервые найдена бляшка в виде стилизованного барса с гипертрофированными ушами. К лапам мифологического животного прикреплены подвески-колокольчики. Рядом обнаружена пряжка в виде грифона с расправленными крыльями и лапами, также украшенными колокольчиками.
Какой смысл древние мастера вкладывали в огромные уши, что символизировали колокольчики? На эти вопросы еще предстоит ответить. По словам профессора, находки лишний раз свидетельствуют о богатой мифологии скифо-сакских племен на Казахстанском Алтае и высоком уровне ювелирного мастерства. Своих вождей предки провожали в последний путь с особыми почестями, не скупясь на украшения и ритуальные дары, по-царски.
Абдеш Ташкенович вообще убежден, что скифо-сакский период – самая яркая страница в истории Евразии.
Об этом он написал в своей книге “Раннесакская шиликтинская культура”, где дал анализ климатических, природных и хозяйственных условий развития культуры ранних кочевников. Например, всё археологическое золото, найденное в Восточном Казахстане начиная с XIX века, изготовлено из местного россыпного драгоценного металла. От Нарымских гор в Катон-Карагайском районе и до массива Дельбегетей в районе Семея можно проследить древние выработки по добыче олова, золота и меди. Возраст некоторых рудников, например, Аскаралы, датируется XVII–XVI веками до н. э.!
Эти места и по сей день значатся в госкадастре в числе проявлений россыпного золота. Сохранились любопытные исторические факты: в 1912 году на Касаткинском ключе (Кокпектинский район) был найден самородок весом 6,5 килограмма, а в 1914 году на ручье Караоткель (Курчумский район) старатели обнаружили самородное золото в виде конской головы весом 16,8 килограмма. Предки “штопали” тела лучше портных: что еще нашли археологи в древнем городище Кастек-1
В целом только на Южном Алтае в 1901–1907 годах, по неполным статданным, было добыто 4 600 килограммов золота 905–948-й пробы.
– В составе изделий, обнаруженных в древних погребениях Восточного Казахстана, высок удельный вес серебра, – отметил ученый. – Но в целом редко встречалось золото ниже 950-й пробы. Этот край с его уникальными запасами цветных металлов являлся центром древнего горнорудного и металлургического производства. Рудознатцы делали открытые разрезы с выработками-дудками, иногда это были цепочки ям вдоль жилы.
Секрет на миллион
Все находки переданы Восточно-Казахстанскому областному историко-краеведческому музею. В целом среди открытий, сделанных за годы работы экспедицией Толеубаева на Казахстанском Алтае, есть просто невероятные. В кургане Байгетобе Шиликтинского некрополя была, например, найдена пятиконечная золотая звезда. Каждый выпускник советской школы наверняка увидел бы в ней звездочку октябренка. Находка единичная, ее возраст – VI–V века до н. э. Середина выполнена из роговой вставки, лучи – из темно-синего лазурита, края обрамлены тонкой полоской из золота. Тыльная часть и края пуговки-звезды обернуты золотым листом, для крепления к одежде припаяна золотая петелька.
В том же Байгетобе ученые расчистили ажурные литые бляшки в виде двух соприкасающихся мордами горных козлов. Издали они напоминают парящего орла, видны голова и закругленный клюв, крылья – это шеи горных козлов, перья – одновременно мускулы архаров. Глаза, рот, нос, уши инкрустированы бирюзой. С тыльной стороны припаяно по 3 колечка, свернутых из полосок золота. Причем петельки установлены так, чтобы украшения надежно держались на одежде.
– В 2016 году при раскопках в Шиликты мы нашли стилизованное украшение в виде грифона из тонкого листового золота, – рассказал в своей книге археолог. – Клюв подчеркнуто изогнутый, глаза большие. Тело, крылья и хвост выполнены в виде стеблеобразной полосы. При тщательном рассмотрении в стилизованном кольце можно разглядеть змею, вцепившуюся в лапу орла. Хвост змеи одновременно образует нижнюю часть тела птицы. На мой взгляд, мастера воплотили в украшении мифологию саков о борьбе двух начал – земного и небесного, или, возможно, двух стихий – земли и неба. Все украшения удивляют художественным замыслом, многие не имеют аналогов в скифо-сакском культурном пространстве.
В изучении технологии древних мастеров казахстанским ученым помогали специалисты из Эрмитажа. По мнению питерцев, часть изделий отлита с матрицы, вырезанной ножом из дерева и зачищенной тонким абразивным материалом. Мелкие украшения, как правило, делали из полосок листового золота, а также из проволоки. Трубчатый бисер получали, скручивая узенькие полоски золотой фольги.
Самый интригующий момент – это то, каким образом 2,5 тысячи лет назад занимались микропайкой. Как паяли бисеринки диаметром 1–2 миллиметра и весом 10 миллиграммов? Как к украшениям в виде мифологических барсов, найденных в этом году в Елеке сазы, прикрепили крохотные подвески?
Российские специалисты предположили, что мастера использовали раскаленные угольки, а жар раздували через трубочку. Само изделие во время дутья придерживали иголкой, из-за этого на краях бляшек часто видны деформированные вмятины.
– Поражает бисер диаметром 1 миллиметр, к которому припаяны ушки, чтобы пришивать к одежде, – поделился своим мнением казахстанский археолог. – Такой тонкий ювелирный процесс невозможен без использования бинокуляра и знания сложных технологических приемов. По большому счету, секрет технологии и техники пайки микроскопических золотых украшений древними мастерами Казахстанского Алтая не разгадан. Можно только преклоняться перед их искусством.
Усть-Каменогорск