Каким быть медицинскому страхованию? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Каким быть медицинскому страхованию?

Каким быть медицинскому страхованию?

Какой быть казахстанской системе обязательного медицинского страхования (ОМС)? Этот вопрос волнует многих, и уже не один год. Свое мнение по этому вопросу высказала президент Национальной медицинской ассоциации Айжан САДЫКОВА.

  • 12 Июня 2015
  • 1853
Фото - Caravan.kz

– Печальный опыт прошлого, когда в один миг наше население лишилось накопленных медицинских страховых сумм всего из-за одного нерадивого чиновника, заставляет серьезно задуматься. Как сделать, чтобы деньги для лечения граждан не исчезали и тратились по назначению?

– В своей программе “100 конкретных шагов” на ближайшие 10–15 лет наш Президент поставил задачу (цитирую): “Внедрение обязательного социального медицинского страхования и усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателя и граждан”. Год назад для разработки такого проекта была создана рабочая группа. Министерство здравоохранения тогда в ее состав ввело представителей страховых компаний, частных структур и медицинских ассоциаций. Шел плодотворный диалог с учетом мнений специалистов разного профиля. Но как только стали возникать спорные ситуации, когда страховые компании не соглашались с мнением специалистов минздрава, то рабочая группа либо не собиралась вообще, либо на ее заседания перестали приглашать представителей страховых компаний и медицинских ассоциаций. И работа пошла в закрытом режиме.

Страхование… без страховщиков?

– Что стало предметом спора?

– Недавно Национальной палате предпринимателей (НПП) “Атамекен” удалось добиться от министерства здравоохранения и социального развития рабочего варианта проекта документа об обязательном медстраховании. И выяснилось, что как такого страхового механизма там не просматривается! Более того, встал вопрос о дополнительном налоге в 5 процентов, который планируется собирать с работающего населения в один, так сказать, кошелек. То есть, согласно проекту минздрава, планируется создать фонд обязательного медицинского страхования, который будет собирать и распределять эти деньги за лечение и диагностику людей.

– Означает ли это создание новой административной структуры наподобие пенсионного фонда?

– Да, причем с сетью филиалов по всей стране, соответствующим штатом сотрудников, помещениями, автомобилями, компьютерами и прочим оборудованием. И это все в дополнение к тем суммам социального налога, который мы и так все платим. И часть денег из него уже заложена на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Но в настоящее время на все необходимые виды лечения этих денег уже не хватает.

– С кого планируется собирать эти дополнительные 5 процентов?

– Пока неясно, то ли с населения, то ли с работодателя, но где-то их надо будет брать. И на обсуждении проекта ОМС представители страховых компаний на днях с удивлением отметили, что их роль в предлагаемом документе вообще никак не прописана. Рассматривается лишь участие министерства здравоохранения и социального развития, при котором будет создан этот фонд. Страховщики заявляют, что это не страхование, поскольку в нем нет конкуренции, когда страховые компании выбирают лучшую клинику, лечение у лучших врачей. Не прописаны в рабочем варианте также роль и место независимых медицинских экспертов, рассматривающих возможные конфликтные случаи в этой сфере.

Медицинский “супермаркет”

– Как должна выглядеть система обязательного медицинского страхования, на ваш взгляд?

– Наша Национальная медицинская ассоциация предложила иной, совершенно новый вариант ОМС. Нас в Казахстане не так уж и много, всего 17 миллионов человек, и почти у каждого уже есть ИИН (индивидуальный идентификационный номер). Потому эти деньги гарантированного объема бесплатной медицинской помощи можно зачислять каждому гражданину на карточку, в виде пула, на профилактику, на лечение, на реабилитацию. Вот, например, условно у вас 100 тысяч тенге пришло на профилактику. И в течение года вы должны истратить эти деньги на УЗИ (ультразвуковую диагностику), на ЭКГ (электрокардиограмму), на то, чтобы полечить зубы, показаться терапевту, гинекологу и так далее. Тогда эти деньги с вашей карточки будут в той клинике, которую выбрали вы сами. Хотите в частной, хотите в государственной, хотите в Астане, хотите в Алматы.

– Как при расчете в супермаркете?

– Да, но только эти целевые виртуальные деньги нельзя потратить ни на что другое, кроме гарантированного объема медицинской помощи. А если в течение года вы не занимались профилактикой, не выявили своевременно своего заболевания, запустили его, то потом уже у вас будут проблемы при лечении. И за что-то вам придется доплачивать. И если вы вообще не обращались за профилактикой, то в нашем случае через год эти деньги просто уйдут в пользу государства. Вот тогда люди действительно поторопятся потратить их на свое здоровье, чтобы они не пропали даром. То же и со вторым пунктом – на лечение. И когда четко будет расписано, сколько какой вид услуг и лечения стоит, – потому что ЭКГ в Алматы не может быть дороже, чем в Астане, не может УЗИ в Алматы стоить дороже, чем в Атырау. И так по всем видам гарантированных услуг должен быть разработан четкий прейскурант для страны. И столько же денег должно оказаться на индивидуальной карточке каждого гражданина.

– Многие врачи придают большое значение постлечебной реабилитации.

– Да, это крайне важно, но сейчас на санаторно-курортное лечение у нас в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи пока вообще не предусмотрены никакие деньги государства. И если бы у каждого из нас на такой карточке лежали, например, 50 тысяч тенге на санаторно-курортное лечение или разрешалось бы собирать эти деньги в течение двух лет, чтобы удвоить эту сумму, а потом выбрать лучший и более дорогой санаторий, тогда и рецидивов болезней было бы гораздо меньше. Ну а если через 2 года человек не потратил эти деньги на реабилитацию, то и они тоже должны уйти в пользу государства. Вот таким, на наш взгляд, может быть инновационный подход к обязательному медицинскому страхованию, когда не нужны ни страховые компании, ни дорогостоящее содержание целого штата госслужащих.

– Ну а если человек от природы наделен хорошим здоровьем, постоянно следит за своей физической формой, то зачем ему вообще откладывать деньги?

– Предусмотреть надо и поощрительные проценты. Когда человек вовремя занимался профилактикой и реабилитацией, берег свое здоровье и не болел, то процент от денег, предусмот­ренных на его лечение, государство в виде поощрения должно выделять ему с тем, чтобы они либо переходили на его же реабилитацию, либо его детям по наследству. Вот тогда и появится то, о чем мы мечтаем, – ответственность пациента за свое здоровье.

Деньги пойдут по назначению

– Уменьшит ли ваша система уровень коррупции в здравоохранении?

– Думаю, что в значительной мере она снизит возможность использования государственных денег не по назначению. А не так, как сейчас в рамках госзаказа больницы и поликлиники выигрывают определенные суммы и потом бегают, ищут людей, чтобы пришли к ним, лишь бы отчитаться, что полученная сумма закрыта. В нашей системе ясно будет просматриваться, в какую клинику сколько пациентов пришло со своим ИИНом и сколько денег там израсходовали. Тогда не нужно будет проводить никаких тендеров по распределению госзаказа. И деньги пойдут по их прямому назначению.

– А как быть с теми, кто не работает?

– Об инвалидах, сиротах и людях из других незащищенных слоев общества должно позаботиться государство. А те, кто никаких налогов в казну не отчисляет, должны, видимо, сами оплачивать свое лечение. Вот если у человека водительских прав нет, он же не садится за руль. И это нормально. Так же надо научить население и культуре заботы о своем здоровье. Тогда появится и ответственность каждого человека за свое здоровье и заработает механизм рыночных отношений в системе здравоохранения. Постепенно начнут отсеиваться неконкурентоспособные клиники. А в селах появятся амбулатории, которые будут стремиться предоставлять качественное обслуживание.

– Применяют ли в других странах подобный опыт?

– Пока такого опыта в других странах нет. Но, думаю, если мы используем его в Казахстане, то на нашем рынке медицинских услуг останутся работать лишь самые достойные медицинские учреждения.

Алматы