Жизнь как в кино
Сентябрь 1998 года. Паат Нижарадзе и Алико Экутидзе (его ищут до сих пор) сколотили банду. В нее вошли Александр Ерёменко, спортсмен Артур Карапетов, Виталий Дуденков и еще несколько отморозков.
Они действовали строго по плану, заранее распределяли обязанности в группе и свои роли в преступлениях.
Готовились основательно. Имели на вооружении обрезы и пистолет с глушителем.
На первое дело поехали в масках, резиновых перчатках и с двумя обрезами. Дверь открыл хозяин квартиры.
Бандиты, не медля ни секунды, ворвались внутрь и стали избивать мужчину. Связали его и сына. Угрожая обрезом, требовали деньги и ценности.
Испугавшись за жизнь своей семьи, хозяйка отдала 1 500 долларов, а на эту сумму по тем временам можно было купить квартиру. Преступники забрали золотые украшения, часы, видеомагнитофон, видеокамеру, музыкальный центр, фотоаппарат, автомобильный радар, фонарик, автомобильный пылесос, ружье марки “Винчестер”, двуствольное ружье. Всё добро сложили в чемодан и растворились. Зачем воры-домушники ставят метки на домах в Алматы
В середине января члены ОПГ постучались в дверь ювелира П. Действовали по тому же сценарию.
Его ударили обрезом. Связали жену и сына. Жертвам стали угрожать утюгом, требовали показать место, где лежат деньги.
– Сейчас поджарим – расколются, – пугали непрошеные гости.
Ювелир успел развязать руки, подбежал к окну, разбил его и стал звать на помощь.
Бандиты предпочли ретироваться, но не забыли прихватить деньги и пистолет-ракетницу.
Смерть адвоката
В апреле 1999 года бандиты договорились напасть на адвоката Атырауской областной коллегии адвокатов Людмилу Калягину. Это была крёстная ребенка главаря Нижарадзе.
Дуденков предложил “кинуть” женщину, потому что у нее есть деньги.
По случаю своего дня рождения Нижарадзе устроил в квартире вечеринку и туда пригласил Калягину. Воспользовавшись моментом, Дуденков незаметно вытащил из сумки гостьи ключ от квартиры и сделал два слепка в пластилине. Дубликат был уже делом техники.
Ерёменко, Дуденков и Карапетов, убедившись, что Калягиной нет дома, проникли в квартиру и закрылись на ключ. Когда женщина открыла дверь, бандиты связали ей руки и ноги скотчем.
Преступники получили то, за чем пришли – доллары, тенге, российские рубли. Забрали газовый пистолет, три бутылки вина, две – шампанского, несколько банок черной икры и даже соленья.
Единственный свидетель был им не нужен. Калягина могла опознать бандитов.
– Дуденков душил Калягину, рот ее был заклеен скотчем, лицо стало синим, я понял, что она мертва, – сказал Ерёменко на следствии.
Дуденков позвал Карапетова, и они с Ерёменко завернули труп убитой в палас.
Убийцы забрали сумки с награбленным и ушли, закрыв дверь на ключ. Похищенное делили уже на квартире Дуденкова. Нижарадзе досталось 42 тысячи тенге и 400 долларов.
Начало конца банды
Очередное разбойное нападение было совершено в июле в доме в микрорайоне “Привокзальный”. В двенадцатом часу ночи они постучали в квартиру Г-ва. Дверь открыл сын хозяина. Его ударили по голове кастетом.
Защищаясь, хозяин схватил журнальный столик и бросил в нападающих. Экутидзе выстрелил в него из пистолета. Жене пришлось отдать две коробки с деньгами и золотыми украшениями.
А 11 сентября 1999 года знакомая Нижарадзе попросила его разобраться с парнями, которые, по ее мнению, обворовывают дачи в пригороде Атырау. На разборки поехал каратист Карапетов и трое подельников. Спортсмен прихватил пистолет Макарова, и группа приехала на дачный участок. Вора так и не нашли.
Хозяин соседней дачи поинтересовался, кого ищут пятеро мужиков. Но тут из домика вышел еще один мужчина.
Каратист ударил его ногой в живот. После этого шакалы набросились на хозяина дачи, стали его избивать.
Ему удалось вырваться и схватить валявшийся на земле металлический прут. Тогда Карапетов вытащил из машины пистолет и выстрелил хозяину в живот.
– Сложность раскрытия череды разбойных нападений и умышленного убийства адвоката Калягиной была в том, что раньше ничего подобного в Атырау не было, – вспоминает ветеран органов внутренних дел Прикаспия Левон БАГРАМЯН. В 1998–1999 годы он работал начальником криминальной полиции ДВД Атырауской области. – Для раскрытия преступлений была создана оперативно-следственная группа, которой руководил мой заместитель Амандык МУКАШЕВ. Розыскная работа велась днем и ночью. Мы отрабатывали связи потерпевших, и задержанные впоследствии преступники попали в наше поле зрения.
Случившееся на даче помогло в итоге поймать всех преступников, причастных к разбойным нападениям и убийству адвоката. Пистолет, из которого стреляли, фигурировал в других разбойных нападениях.
Сначала Людмила Калягина числилась как без вести пропавшей. Женщина намеревалась ехать в Астрахань к стоматологу. Но шло время, а она не появлялась. Вскрыли квартиру.
– Среди разбросанных вещей в паласе обнаружили мумифицированный труп пропавшей женщины. Для Нижарадзе Калягина была не посторонним человеком, а крёстной его ребенка, – вспоминает Левон Баграмян. Обломок. Как раскрыли изощренное убийство 25 лет назад
Я не я
Но Нижарадзе, Ерёменко, Карапетов, Дуденков не признали себя виновными. Они заявили, что дали признательные показания на предварительном следствии под психическим и физическим давлением. Но видеоматериалы показали, что подсудимые непринужденно излагали детали преступлений, при этом неоднократно заявляли о добровольности этих показаний.
В итоге приговором суда от 26 января 2001 года главаря банды Нижарадзе приговорили к 23 годам лишения свободы и штрафу в размере 155 тысяч тенге. Ерёменко дали 24 года, Карапетову тоже 24, Дуденкову – 25 лет лишения свободы.
Всем с конфискацией имущества. Указаны внушительные суммы, которые преступники должны возместить потерпевшим и родственникам убитого адвоката. Местом отбытия наказания определена исправительная колония строгого режима.
АТЫРАУ