Первоцветы – вестники весны
Первыми начинают радовать глаз и душу подснежники. Это краснокнижное растение, по-научному – крокус (шафран) алатауский. Его робкие нежные цветы дают сигнал сородичам о том, что пора просыпаться от зимней спячки. В нынешнем году из-за аномально теплой зимы они периодически зацветали то в январе, то в феврале. Ну а в марте покрыли нежно-лиловым ковром все предгорья Джунгарского Алатау.
Миру он известен более 180 лет, а в Красную книгу страны занесен в 2006 году. Впрочем, во все века его больше ценили не за красоту. С древних времен он является объектом промысла, так как его тычинки используют для изготовления самой дорогой в мире специи – шафрана. На Ближнем Востоке и в ряде других стран Азии крокусы выращивают на плантациях, чтобы и получать знаменитую “золотую” специю. В нашем же регионе можно столкнуться лишь с варварским уничтожением этого уникального цветка. В период цветения его безжалостно срывают, увозя в городские джунгли как трофей. Даже штрафы не останавливают “любителей” уникальной красоты.
Желтые тюльпаны – солнышки степи
Следом за подснежниками в права вступают желтые тюльпаны. На сегодняшний день науке известно более ста видов дикорастущих тюльпанов, около 40 из них произрастают в Казахстане, 18 из них – эндемики и находятся под защитой государства. Их разновидность в Жетысу не так богата, как в Южном Казахстане, но они тоже занесены в Красную книгу. В основном в Алматинской области растут четырехлистный тюльпан, тюльпаны Шренка, Колпаковского и изредка – Бузе. В народе даже существует примета: если степи и низкогорье стали ярко-желтыми, то холодов уже не будет.
– Большинство людей привыкли считать, что раз тюльпаны желтые, то они одинаковые. Только это не так! Во-первых, каждый вид “выбирает” для себя свой ареал обитания, свою климатическую и почвенную зону. Ведь она не может быть одинаковой как в горах, так и на равнине. Отсюда и особенности по их выживанию, – поведала кандидат биологических наук Александра Литвинова. – Вот только главным врагом для их существования стал, как это ни парадоксально прозвучит, именно человек. Помимо того что значительная часть степей, предгорных районов осваивается для строительства дач, загородных домов, их повально уничтожают в период цветения. Дело в том, что дикие тюльпаны не размножаются через клубни, как садовые. Их размножение происходит семенами. Так что, сорвав даже один цветок, можно лишить природу в будущем году десятка новых растений. А сколько их срывают, когда склоны региона покрываются ярко-желтым ковром?!
Алые маки под ветром танцуют
Еще одной яркой достопримечательностью региона стали алые маки, которые покрывают степи и предгорья – от Алматы до Талдыкоргана – с начала мая. Правда, год на год не приходится. Иногда это одиночные полянки, а случается – сплошной яркий ковер. Отчего так происходит?
Биологи считают, что некоторые растения могут уходить в состояние покоя на несколько лет. Это случается и с маками, и с другими растениями.
К примеру, в 2008 году все склоны Коринского ущелья были малиновыми от цветов иван-чая. Даже старожилы не помнят такого обилия кипрея (другое название иван-чая). Однако в последующие годы летом появлялись лишь одиночные полянки. Кто знает, когда снова там наступит малиновый рай? По сути, таким образом природа дает возможность отдохнуть своим “питомцам” и дать время восстановить популяцию. Ну и климат, вернее, его изменения, в том числе разница в зимних и летних температурах, тоже играют важную роль.
Алые маки могут смело стать визитной карточкой региона. Маковые поля уже стали излюбленной локацией как для любительских, так и профессиональных фотосессий. Представители отечественного турбизнеса давно поговаривают о том, чтобы организовывать туры для иностранцев в период макового цветения. Ну где еще в мире, в естественных природных условиях можно встретить такое алое великолепие?
Им всё нипочем
Отдельное место в растительном мире Жетысуского края занимают растения, произрастающие в пустынных зонах. Ведь когда речь заходит о пустыне, то на ум, как правило, приходят слова из песни “…горячее солнце, горячий песок”. Впрочем, по большей части так оно и есть. И мало кто знает, что с марта по апрель пустыня превращается в настоящий оазис. Цветы, которые она рождает, не так ярки, как садовые, но их уникальности и способности выжить может позавидовать любой эндемик Казахстана.
– В каждой пустыне есть как бы свой генетический код, так что растения, встречающиеся, к примеру, в песчаных районах Поющего бархана, не увидишь в песках пустыни Сарыесик-Атырау, – делится опытом Александра Литвинова. – С учетом того, что влаги в почве мало даже весной, цветущие пустынные растения живут за счет других, приживаясь на их корнях, являясь, по сути, паразитами. К примеру, циноморий джунгарский – единственный представитель своего семейства, растущий в Казахстане.
Он, как и его собрат цистанхе сальса, паразитирует на корнях саксаула, солянок и тамарисков. Пусть жизнь этих цветов недолгая – всего несколько дней, но за это время они успевают прожить период цветения и дать потомство, чтобы в следующую весну снова бросить вызов среде обитания.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ