И с каждого – по 450 миллилитров крови. В итоге как минимум 2 тысячи 700 литров в год! Казалось бы, огромный поток. Целая река! Но крови все равно не хватает. Поэтому передвижные пункты регулярно разъезжают по гарнизонам. К примеру, на этой неделе массовое “кровопускание” в Отаре (Гвардейский гарнизон). Следом по графику – Алматы, Капшагай, Сарыозек…
Воспитанники Алматинской военно-технической школы решили не оставаться в стороне от добрых дел и внести свою “кровную” лепту.
– Наши ребята понимают, что жизненно необходимо сдавать кровь для нуждающихся не когда уже случилось “страшное”, а заранее, чтобы это “страшное” вовсе не происходило, – говорит заместитель директора ВТШ по воспитательной работе Серик КУАТОВ. – Сегодня 25 добровольцев из 150 человек очередного набора отправляются для сдачи 450 миллилитров крови.
– Похвально, но почему не все ваши воспитанники соглашаются на сдачу крови? Чего-то боятся? Или хотели бы сдать ее за деньги, а не бесплатно?
– Думаю, не в деньгах дело. Некоторые действительно чего-то опасаются, возможно, боятся, что с иглой заразу могут занести. Или еще чего-нибудь. Мало ли случаев в жизни, когда последствия бывают негативные. Силой приказа никого не принуждаем это делать. Более того, каждый в обязательном порядке спрашивает разрешение у своих родителей.
– Да ладно! Они же самостоятельные взрослые люди, окончившие университеты и успевшие поработать на гражданке…
– Директор ВТШ ввел такие правила. И от них мы ни на шаг! Все должно быть строго по закону – никакого давления со стороны администрации.
На “кровном” фронте без перемен
Помню из детства, как мой отец несколько раз в год ходил в районный центр сдавать кровь. Она у него была редкой 4-й группы, да еще и с отрицательным резусом. Бывало, что карета скорой помощи приезжала за ним по ночам. Тогда отца увозили в больницу для прямого переливания кому-то из пострадавших. Домой после очередного “кровопускания” он приходил воодушевленным: спас еще чью-то жизнь! Радовался как ребенок. Сиял. Приносил нам с сестрой печенье и сахар, которые выдавали после процедуры.
Много с тех пор минуло лет. Я, к сожалению, не стал почетным донором, как отец, и не знаю, что творится на “кровном фронте” сейчас. Какие там кипят страсти и, возможно, витают страхи. Кто обычно приходит в центр и можно ли на крови заработать, особенно когда прижмет. Любопытство и профессиональный интерес берут верх над обстоятельствами – вместе с воспитанниками ВТШ еду добровольцем.
Пока на служебном автобусе военно-технической школы добирались до 4-й горбольницы, на территории которой временно расположился Алматинский центр крови, нам повстречалось несколько карет скорой помощи. С пронзительным визгом сирены они проносились мимо. Ребята переговаривались между собой, рассуждали, что очень кстати едут в центр – их молодецкая кровь обязательно спасет чью-то жизнь.
Центр – не ломбард
В регистратуре Алматинского центра крови юношей в камуфляже из ВТШ медперсонал встречал радушно, как родных, помогал заполнить анкеты, проводил необходимое тестирование.
Убедился: сдать кровь – довольно хлопотное дело. Сначала всех пробили по базе данных на предмет каких-либо тяжелых заболеваний, взяли анализ на ВИЧ-инфекцию, гепатит В и С, сифилис, сверили по удостоверению личности прописку, уточнили фактическое место проживания. На все про все ушло не менее полутора часов.
Рядом на соседней кушетке расположился 23-летний Ахан ТУРЛЫБЕК. Когда медсестра, громко объявив, что использует одноразовую систему, начала вводить в вену иглу, парень, смачно вдохнув ноздрями воздух, улыбнулся, как Юрий Никулин в “Кавказской пленнице”: “Спирт?!”. “Спирт, спирт”, – ответила девушка и тоже засмеялась так заразительно и красиво, что из зала напрочь улетучились все сомнения и страхи.
– Работать с военными – одно сплошное удовольствие, – восхищается директор центра крови Жандос НАДИРОВ, заглянувший в зал, чтобы подбодрить парней. – Вы все в высшей степени организованны, и кровь у вас, что очень важно, безопасна, не содержит в себе вирусов, паразитов, наркотических веществ, алкоголя, химических соединений и всего того, что может нанести вред больному! Если у гражданских доноров мы, как правило, отсеиваем процентов 40 приходящих в центр на донацию, то среди военных отбраковываются единицы. И то если кто-то не захватил с собой удостоверение личности или военный билет.
– А можно за деньги сдать кровь в вашем центре? – пытаюсь с кушетки (лежа под системой) удовлетворить свое журналистское любопытство.
– Можно. Но у нас не ломбард. Сначала надо обязательно сдать хотя бы один раз кровь безвозмездно. И только через два месяца можно еще раз прийти. И вот только тогда можно будет попробовать сдать кровь за деньги.
– Сколько заплатите, если не секрет?
– От 2 до 8 МРП. То есть в среднем
8 тысяч тенге может получить потенциальный донор. Но во всем мире принято считать кровь именно безвозмездных доноров безопаснее в инфекционном отношении, чем оплаченную государством. Потому что ими, как и вами, к примеру, движут исключительно гуманные идеи, а доноры, заинтересованные материально, могут скрывать негативную информацию о состоянии своего здоровья. Безопасность и качество крови для нас главное условие, а не ее количество.
– Многие опасаются сдавать кровь из-за боязни заразиться СПИДом или гепатитом во время донации…
– Страхи беспочвенны. Сегодня каждый из вас мог убедиться, что используются исключительно одноразовые, индивидуальные стерильные системы. Это на сто процентов исключает возможность заражения донора не только СПИДом но и другими инфекциями. На наши нужды из городского бюджета ежегодно выделяется более 1 миллиарда тенге. У нас современное оборудование и обученный персонал…
– Я где-то читал, что сдача крови очень полезная для организма процедура, – вступает в разговор еще один воспитанник ВТШ – Ифрат ТУРДИЕВ, сменивший на кушетке Максата ЖУМАДИЛА. – Кровопускание в научно обоснованных дозах обладает стимулирующим эффектом, потому доноры в большинстве своем активные и жизнерадостные люди, как и мы все (улыбается).
– Осознание того, что капля нашей крови кому-то поможет, действительно окрыляет, – вторит сослуживцу весельчак и гитарист Ахан Турлыбек. – Жалею, что раньше к вам не приходил. В современном мире нельзя быть до конца уверенным в завтрашнем дне, нельзя с полным убеждением заявлять, что завтра чьи-то помощь и милосердие не понадобятся и нам тоже. Так почему бы всем здоровым людям не объединиться для этой благородной цели?! В военно-технической школе сегодня наш взвод назвали “группа крови”. И я этим по-настоящему горжусь!