О возможностях современных исследований рассказывает президент Казахстанской ассоциации ультразвуковой диагностики в медицине (КАУДМ), врач КазНИИОиР, кандидат медицинских наук Асхат КУЛТАЕВ.
– Кому-то направление УЗИ в медицине может показаться узким, но ваша КАУДМ провела свой представительный международный конгресс. Что интересного вы почерпнули там для себя?
– Конгресс – всегда новые впечатления, научные открытия, инновации. И на самом деле, современное ультразвуковое исследование (УЗИ) становится всё более востребованным как наиболее быстрый и безопасный метод диагностики. К примеру, наши коллеги из Южной Кореи в своей службе неотложной помощи внедрили экспресс-диагностику с помощью современных компактных датчиков УЗИ!
Пока в нашем представлении врач скорой помощи – это терапевт либо фельдшер, который занимается в основном внешним осмотром экстренного пациента. Измеряет частоту его сердечных сокращений, дыхательных движений, температуру тела, артериальное давление, осматривает кожные покровы. А затем лечит преимущественно лекарственной терапией. А в Южной Корее терапевт обязан владеть техникой современной ультразвуковой диагностики.
Допустим, произошло дорожно-транспортное происшествие, больной – без сознания. И пока он еще неподвижно лежит перед врачами, они уже проводят ультразвуковое исследование. К примеру, выясняют, было ли повреждение органов грудной клетки, не возникло ли внутри тела каких-то кровоизлияний. Бывает так, что в защитную капсулу сердца, перикард, из-за травмы набирается излишняя жидкость. Тогда может произойти тампонада сердца (состояние, при котором невозможны адекватные сердечные сокращения). Сердце останавливается, человек погибает. Но южнокорейские врачи, определив это состояние при помощи УЗИ, не стараются поскорее увезти пациента в больницу, поскольку по дороге он может умереть, а откачивают опасные для его жизни излишки жидкости на месте. И только после этого отправляют в стационар.
Мы знаем, что такие травмы с последствиями случаются довольно часто. В целом среди экстренных вызовов гораздо меньше случаев с гипертоническими кризами или болями в области сердца, когда скорая едет к пациенту на дом. И намного чаще случаются вызовы на ДТП, происшествия и падения людей на стройках, которые сейчас идут повсеместно. Или же в какие-то чрезвычайные ситуации попадают дети. Вот недавно я услышал по телевидению цифру: с начала купального сезона у нас уже 45 утопленников. А что может видеть приехавший на место врач скорой помощи? Он обследует сердечные сокращения, давление, дыхание. Но если этот ребенок, прыгая или падая в неприспособленный для купания водоем, каких у нас множество, получил ушиб? Допустим, ударился о бетонную стенку или, нырнув, зацепился в воде за какой-то металлический предмет, и у него случилось кровоизлияние во внутренних органах. Спасти его можно, только если знать, где оно произошло.
– Это если бы в наших автомобилях скорой помощи были датчики УЗИ?
– Да. Современные портативные датчики УЗИ небольшого размера, не больше, чем были раньше телефоны с антеннами, их можно носить даже в кармане. Зарядки его батареи хватает на 3 часа работы. Есть запасная батарея. Для одной бригады скорой достаточно 2 таких датчика. Один – для поверхностных, другой – для более глубоких исследований. При помощи них врач находит проблемные зоны, где произошло кровоизлияние и скопилась жидкость, и устраняет причину.
Проблемные зоны
– Пока о подобных внутренних повреждениях у нас чаще узнают во время вскрытия, через день-два после того, как человек уже умер, – констатирует доктор. – Между тем при правильной диагностике с помощью компактного приспособления УЗИ в карете скорой помощи пострадавшего можно было бы спасти. Приложил датчик – и всё видно. Нет кровотечения – значит пациента можно везти в стационар. Есть внутреннее кровоизлияние – сначала откачать жидкость, потом везти в медучреждение. Без такой диагностики большой процент пострадавших, которые по приезде скорой были еще живы, умирают по дороге в больницу.
А ведь у нас много ситуаций, связанных с хулиганством, драками, ножевыми и пулевыми ранениями.
Даже одно внедрение датчиков УЗИ в экстренной медицинской службе могло бы резко уменьшить процент смертности в стране.
И скорая помощь доказала бы, что она действительно скорая. Это лишь один из факторов применения современной ультразвуковой диагностики.
Акушерство и гинекология
– Очень распространена среди женщин такая патология, как внематочная беременность, – продолжает Асхат Сейтханович. – И есть методики для ее определения. Раньше максимально качественное изображение нужного участка можно было получить только при введении контрастного вещества. А на современных аппаратах УЗИ 5-го поколения, полностью цифровизированных, уже можно обойтись без контраста. И мы можем выявить малейшие изменения кровообращения в обследуемой зоне.
– А у нас есть на станциях скорой неотложной медицинской помощи такие компактные датчики УЗИ и насколько сложно обеспечить ими нашу экстренную медицину?
– Пока в службе скорой помощи таких аппаратов нет. Наша ассоциация внесла в резолюцию прошедшего международного конгресса ультразвуковой диагностики предложение для министерства здравоохранения о том, чтобы заложить в бюджет средства на их приобретение. Датчики недорогие. Один стоит около 1 000 долларов. Зато они могут спасти огромное количество людей.
– Тем более что бюджет здравоохранения с введением обязательного медицинского страхования (ОСМС) у нас увеличился?
– Да. И вы знаете, что методы ультразвуковой диагностики широко применяются в акушерстве и гинекологии. Ребенок еще в утробе матери, а мы при помощи УЗИ с применением некоторых методик исследования уже можем определить, есть ли у него какие-то генетические заболевания. Известно 17 признаков, по которым определяют, какой родится ребенок, полноценный либо с генетическими и хромосомными отклонениями. То, что нельзя было определить раньше, сейчас методами УЗИ стало возможным. Это и наследственные заболевания, и даже прогноз осложнений после родов.
Еще бывает, что некоторые дети рождаются без каких-либо органов. Например, нет одной почки или желудка, печени.
И мы слышим, как в каком-то роддоме родители поднимают шум, винят врачей, мол, родился ребенок живой – и вдруг умер. А при вскрытии выясняется, что у погибшего новорожденного, к примеру, одно легкое не функционировало вовсе, а второе работало вполсилы.
Понятно, что такой ребенок просто не мог выжить. А всю вину сваливают на акушера-гинеколога, который только 2 дня назад увидел эту беременную женщину, потом она родила, а ее ребенок не выжил. Но причина-то была во время беременности или даже до нее. И никто же себя не винит в том, что курит, пьет, не проходит обследования. А эти факторы сильно влияют на развитие плода и на родившегося ребенка.
Новые технологии
– Сегодня в базовой комплектации аппарата УЗИ уже есть минимум 3 датчика со всеми необходимыми опциями, которых раньше не было, – говорит доктор Култаев. – А раньше мы закупали те же доплеровские методы как программные пакеты для компьютера. Качество изображения и режим работы аппаратов сейчас совсем другой. Весь экран монитора может показать площадь исследуемой ткани органа в размере 3,5 квадратных сантиметра. Это хорошее увеличение. Поэтому мы можем видеть раковые опухоли минимальных размеров – 2,5 миллиметра. Вот приехала к нам пациентка из западного региона. Там на обследовании у нее ничего не обнаружили. А здесь мы посмотрели – и нашли злокачественное образование в молочной железе. Провели пункционную биопсию, отдали на цитологию, и пришло подтверждение, что это рак. Она молодая, чуть за 30 лет, есть ребенок. Хотела родить еще одного. Но, если бы сейчас у нее наступила беременность, то этот рак во время беременности просто бы расцвел в ее организме. Пришлось бы прерывать беременность, и организм получил бы еще больше ущерба, поскольку предстоит проходить химиотерапию и прочее лечение.
– А теперь после лечения она сможет снова рожать?
– Обычно после специфической терапии (химиотерапии и облучения) беременеть не рекомендуется в течение 5 лет. Чтобы не возникло тератогенных факторов, всевозможных нарушений эмбрионального развития и чтобы ребенок родился здоровым и полноценным. Многие наши женщины по истечении этого срока и при отсутствии рецидивов идут на беременность. И рожают одного-двоих детей.
Как им скажешь: “Придите завтра”?
– Всего на нашем международном конгрессе было 8 основных секций по развитию ультразвуковой диагностики: в акушерстве и гинекологии, педиатрии, кардиологии, онкологии, неотложной практике, гастроэнтерологии, патологии костно-суставной системы и нервов, ангиологии.
Метод УЗИ очень важен при диагностике детей. Больницы у нас переполнены, в том числе – детская онкология. И везде применяется УЗИ.
Например, получил ребенок травму или ушиб, редко когда его направляют на рентген, только при острой необходимости. Потому что рентген – это облучение, как и компьютерная томография (КТ). Избегают также магнитно-резонансную томографию (МРТ), поскольку там есть вредное воздействие магнитного поля. А ультразвук для пациента безвреден и не влияет на его тело. Организм на 80 процентов – водная субстанция. То есть для получения ответов на многие вопросы достаточно бывает проведения качественного УЗИ.
Сейчас существуют новые опции, новые методы исследования, при помощи которых мы находим, например, микрокарциному первой и даже нулевой стадий. Это уже говорит о том, что жизнь человека при устранении данной проблемы и при ее контроле в будущем может быть спасена.
– В каких органах бывают микрокарциномы?
– В любых, начиная с щитовидной и паращитовидной желез. К примеру, в молочной железе у девочек и мальчиков, в печени, поджелудочной железе, почках.
– А для самого доктора, который находится с утра до вечера у аппарата ультразвуковой диагностики, это не вредно?
– Да, это оборудование дает электромагнитное излучение. И санитарные правила и нормы (СанПиН) у нас на первом месте. Тем не менее, конечно, это отражается на здоровье, деятельности сердечно-сосудистой системы. Пациент полежал на обследовании 15 минут и ушел. А мы здесь – длительное время. Поэтому рабочий день у нас 6 часов 10 минут. И то, что порой мы задерживаемся в кабинете намного дольше, не очень хорошо. Но люди едут к нам за тысячи километров, со всех областей, и как им скажешь: “Придите завтра”?
АЛМАТЫ