Как создавалась уникальная коллекция ретротранспорта в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как создавалась уникальная коллекция ретротранспорта в Казахстане

Как создавалась уникальная коллекция ретротранспорта в Казахстане

Трасса Алматы – Усть-Каменогорск. Голая степь, колючки, невыносимое пекло…

  • 16 Июля 2019
  • 906
Фото - Caravan.kz

На 74-м километре, рядом с поворотом в город Капшагай, – сюрприз: ретросалон “Тулпар”. Здесь есть всё, что окружало советского человека: автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды, предметы быта, интерьера и даже холодный компот!

Как создавалась уникальная коллекция, кто приезжает ностальгировать в музей – узнавали корреспонденты “КАРАВАНА”.

“Ну и жаркий выдался денек”, – с этими словами наша троица – я, водитель и фотокор – плюхнулась на стилизованные диваны, оформленные деталями от машинных кузовов. В ретробаре выпили холодный компот. Огляделись. Да тут столько знакомых с детства атрибутов!

Грампластинки, радиоприемники, деревянные счеты, дисковый телефон, пластмассовая корзинка – верный друг советской хозяйки, попугай в клетке. А еще – свежая пресса и газета “КАРАВАН”. Приятно, черт побери! У входа стоит автомат газировки – тот, что наливал в граненый стакан воду с сиропом и без него.

Удивляюсь – надо же, сохранился! Это чудо, которое родом из моего детства, последний раз я видела возле рынка в Бишкеке. Автомат работал и щедро поил всех, кто заплатил.

“Найдите три копейки, опустите, он вам водички нальет”, – говорит сотрудник музея. Шутка? Нет! Пообещала, что в следующий раз приеду с мелочью – родители сохранили целую горсть советских монет.

Пока жду хозяина ретросалона, капшагайца Муратбека СИРГЕБАЕВА, разговорилась с его дочерью Айгерим. Как пришла идея создать такое стильное, интересное, а главное, близкое многим по духу место?

– Ой, у отца она зародилась лет

15 назад, а может, и больше, – рассказывает Айгерим. – Он сам рассказывал, бабушка вспоминала, что папа с детства собирал-разбирал велосипеды, мопеды. Окончил автомобильный техникум. Никогда ничего не выбрасывал. И сейчас так же бережно относится ко всему, включая нашу родню. Братья, сестры, дети, зятья – все рядом с ним. Отцу удалось воплотить мечту – вернуть советское время в нашу современность. Гости салона достают из гаражей, привозят нам разные вещи. Потом приходят, любуются. Наши автомобили, всего их 20, – самые главные достижения. А вот и папа, он вам лучше расскажет… Ретро-автомобили подорожали на 430 процентов за последние 10 лет

Все модели на ходу

Муратбек Сиргебаев вместе с другом Вилли приехали на мотоциклах. Наш бывший соотечественник, герр АНХАЛЬТ, прибыл из Германии, чтобы потусоваться с местными любителями ретро, на предстоящий слет “волговодов”. Мужчины повели нас в салон на экскурсию. Советские машины будто вышли из заводского цеха – отполированы до блеска, каждая деталь сияет, нулевые кожаные сиденья…

– Трудно поверить, но все 20 единиц разных моделей начиная с 1956 года выпуска собраны из металлолома силами сотрудников ТОО “МС”, – говорит владелец. – У каждой машины – своя история, у нас есть фото автомобилей до и после. Небо и земля! Мы создали небольшой коллектив мастеров, организовали СТО, где восстанавливаем автомобили. Это наше хобби. Местные жители сдавали их в металлолом, а мы много лет собирали. В один момент приступили к огромной работе – перебрали все двигатели, разобрали кузова, нашли детали по гаражам, СТО… Отдельные детали из Кыргызстана привозили. Что-то от друзей перепало. Есть несколько лишних машин, они, как доноры, с них берем запчасти. Взгляните на фотографии на стенде – это передовики моего предприятия, с золотыми руками, которые дали машинам вторую жизнь. Да, все они на ходу и с документами!

Муратбек рассказал, что на открытие ретросалона, 9 Мая, он и его напарники пригласили ветеранов войны – их всего в Капшагае осталось четверо:

– У нас есть послевоенные модели, очень хотели порадовать дедов. Устроили для них застолье, концерт, подарки. Знаете, как старики оживились! Пригласили на праздник друзей, коллег с детьми. После всех усадили в машины и отправились в автопробег по городу. В праздники катаем детей из Капшагайского семейного детского дома. Люди выходят на улицу, смотрят, машут… Эмоций много!

8 месяцев кропотливого труда над “Чайкой”

Рассказывать о машинах владелец может часами:
– “Москвич” – у нас самая древняя машина, 1957 года. Посмотрите, в каком виде была, когда ее на металлолом приняли, и какая стала! Знаменитая “Победа”, “ГАЗ-20”. Ее первое название было “Родина”. Когда Сталину пригнали, он сказал – хорошая, спросил, как называется. Ответили – “Родина”. “А разве Родину продавать можно?” – заметил генсек. Тут же ее окрестили “Победой”. У нас разные модели. Одна была с помятой крышей, так мы из нее кабриолет сделали. Представительская “Чайка”, “ГАЗ-14”, на которой ездил Динмухамед Кунаев – редкая модель. Всего с 1977 по 1988 год собрано 1 114 автомобилей “ГАЗ-14” всех модификаций. 8 месяцев над ней работали день и ночь! Салон весь перешили. Роскошная. Она длиной 6 метров 30 сантиметров.

В нашей коллекции – модели “ГАЗ-21”, которых, возможно, в мире больше нет. Мы ее удлинили на 97 сантиметров. Приезжают специалисты из России, спрашивают: как могли удлинить такую машину? Три дивана в ней. Я поэтому ей кличку дал – 3D.

– Думаю, ваша коллекция – бесценна…
– Бесценен труд моего коллектива. Это гордость наша и города Капшагая. Здесь нет ни одной готовой купленной машины. Столько труда вложено, такой опыт…
Машины этого ретросалона уже засветились в клипах отечественных звезд шоу-бизнеса, на фотосессиях, поступали и заявки на съемки от “Казахфильма”.

Европейские любители “Запорожца”, “Волги” и “ЖигулЕЙ”

Вилли Анхальт тоже в восторге от коллекции салона. Рассказал, что в Германии, где он живет с 1996 года и куда переехал из Алматы, работает ретроклуб советских автомобилей.

– Случайно с дороги увидел салон, зашел, познакомился. Теперь приехал специально. У меня 3 “Волги”
“ГАЗ-31-02” и “Жигули”, – рассказывает гость. – А всего в нашем клубе коллекционеров ретро, в основном русскоязычных, – более
100 машин. Среди них – “Жигули”, горбатые “Запорожцы”, “Волги”… Любители советских автомобилей ездят за ними в Восточную Германию (бывшую ГДР), Украину. Постоянно проходят по всей Европе выставки. Только за прошлый месяц я отмотал более 2 600 километров! Во Франкфурте-на-Майне была выставка. Приехали любители из разных стран. Ребята сделали целое шоу, собрав массу зрителей. Люди подходили, фотографировались, интересовались техническими параметрами неубиваемых машин советского автопрома. У клуба есть свой сайт, канал в YouTube. Нас постоянно приглашают на разные мероприятия.

В ретросалон приезжают много людей старшего поколения, с внуками. Пенсионерам, инвалидам, детям до 18 лет – вход бесплатный. Для остальных входной билет стоит 500 тенге. Были здесь гости из Европы, России, Филиппин. Алматинские турфирмы даже организуют ретротуры.

Вход в отдельную комнату “Добро пожаловать в СССР” начинается с деревянных шторок. Внутри – предметы быта, интерьера, окружавшие советского человека: посуда Капшагайского фарфорового завода, фотоаппараты, утюги, баяны, радиолы, будильники, значки, авоськи, пионерский галстук с этикеткой 1960 года выпуска и многое другое. Rolls-Royce принца Уэльского Чарльза продают в Алматы

– Когда детям показывают стиралку советского времени, стиральную металлическую доску или деревянные счеты, они не понимают, что это такое, – говорит Муратбек Сиргебаев. – Всё это – наша история. И ничего нет плохого в том, что люди приходят и смотрят… Многие уходят со слезами, ведь старшему поколению дорог каждый такой предмет!

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ