Как современный Иртыш едва не превратился в средневековую Темзу - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как современный Иртыш едва не превратился в средневековую Темзу

Как современный Иртыш едва не превратился в средневековую Темзу

Канализация – не та тема, в адрес которой произносятся торжественные речи. Хотя именно система сбора нечистот является одним из главных признаков цивилизации.

  • 28 Января 2020
  • 502
Фото - Caravan.kz

История человечества помнит самые разные способы избавить города от отходов жизнедеятельности людей. Но прообраз современной канализационной системы придумали в ХV веке в Лондоне, где начали рыть специальные канавы для отходов, содержимое которых прямиком сливалось в Темзу.

Спустя пять столетий казахстанский Семей чуть было не повторил английское изобретение, и современный Иртыш в любое мгновение мог превратиться в средневековую Темзу, наполненную нечистотами.

Дело в том, что очистные сооружения Семея расположены на левом берегу реки. А все канализационные стоки правобережной части города транспортируются туда по дну Иртыша через специальный дюкер. Это подводное сооружение насчитывает не одно десятилетие. И в 2002 году водолазное обследование выявило, что конструкция пребывает в аварийном состоянии.

Ржавые трубы провисли и в любой момент могли лопнуть, а их содержимое (а это ни много ни мало – 16 800 кубометров нечистот в сутки!) попасть в водный поток Иртыша.

Дополнительное обследование 2011 года показало, что под одной из двух ниток дюкера на протяжении более 300 метров размыло грунт, и конструкция лишилась своей опоры, что лишь усугубило ситуацию. В результате в последние годы Семей использовал для сброса нечистот только одну трубу из двух. Возросшая нагрузка на оставшуюся нитку дюкера могла привести к порыву ветхой конструкции и масштабной экологической катастрофе для всех казахстанских и российских городов, расположенных ниже по течению Иртыша, а затем – для Карского моря и Северного Ледовитого океана.

Несмотря на остроту ситуации, власти никак не могли найти деньги для реконструкции столь важного объекта. Хотя в масштабах страны 1,2 миллиарда тенге, необходимые на ремонт, – сумма намного меньшая, чем могли оказаться затраты на очистку акватории и выплату международных штрафов, если бы нечистоты попали в воды трансграничной реки. Каждый год чиновники разных уровней давали обещание решить проблему, но заверения звучали только в будущем времени.

Более того, в 2016-м общественники Семея выяснили, что местные власти забыли подать заявку в республиканский бюджет на выделение финансовых средств для реконструкции Иртышского дюкера! В общем, 18 лет подводные трубы держались на честном слове.

И только в 2019 году наконец-то проект был профинансирован.

Е. Салимов: Строительство первой нитки дюкера позволило нам возобновить канализационный сброс уже по двум ниткам. Фото Аллы БЕЛЯКИНОЙ
Е. Салимов: Строительство первой нитки дюкера позволило нам возобновить канализационный сброс уже по двум ниткам. Фото Аллы БЕЛЯКИНОЙ

– В прошлом году была проложена одна новая нитка канализационного дюкера. В 2020 году будет построена вторая – и проект завершен, – пояснил аким Семея Ермак САЛИМОВ. – Обнаружилось немало технических нюансов, вплоть до необходимости проведения подводных взрывных работ, которые изначально не были учтены. Сейчас эти вопросы решены, специалисты проводят все необходимые работы. Более того, строительство первой нитки дюкера позволило нам возобновить сброс канализационных стоков уже не по одной, а по двум ниткам.

По заверению градоначальника, у нового подводного объекта долгосрочный гарантийный срок использования. После окончательного завершения строительства дюкера потенциальная угроза загрязнения Иртыша будет снята с повестки дня на несколько десятилетий.

СЕМЕЙ