Как шутки о левобережных невестах встраиваются в местную мифологическую матрицу и действительно ли в архитектуре столицы виден масонский след - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как шутки о левобережных невестах встраиваются в местную мифологическую матрицу и действительно ли в архитектуре столицы виден масонский след

Как шутки о левобережных невестах встраиваются в местную мифологическую матрицу и действительно ли в архитектуре столицы виден масонский след

Об этом могли узнать слушатели лекции культуролога Зиры НАУРЗБАЕВОЙ “Столица в мифологической модели мира казахов”, прошедшей в рамках фестиваля “Spaces Nur-Sultan”.

  • 13 Февраля 2020
  • 1959
Фото - Caravan.kz

Земля обетованная

– Когда мы переехали сюда 11 лет назад, было впечатление, что корифеи казахской культуры – Акселеу Сейдимбеков, Мырзатай Жолдасбеков – влияли на ономастику, еще какие-то вещи. Мы живем на юго-востоке города, около нас находится парк “Жеруйык”, и для меня, как мифолога, была очень интересна скульптурная композиция – грифоны, крылатые лошади.

С художественной точки зрения они, наверное, были не очень хорошие, но тем не менее придавали какой-то смысл названию “Жеруйык” (в переводе с казахского – “рай, земля обетованная”). А сейчас на площади поставили памятник генералу Панфилову и в честь каждого из 28 панфиловцев по стеле с датами смерти. Достаточно непонятная, нелогичная вещь, – поделилась с аудиторией топонимическим исследованием столицы Зира Наурзбаева.

Говоря о мифологичности пространства главного города страны, культуролог вспомнила его старые имена.

– Сейчас город называют Нур-Султан, до этого была история с названием Акмола, которое не хотели воспринимать из-за значения “белая могила”. Хотя благополучно существуют такие города, как Могилёв. Потом его назвали Астаной – и прошел смешок, что в переводе с персидского это слово означает “кладбище, могила”, – рассказала лектор и перешла к этимологии слова “столица”. – Культуролог, антиковед Ольга Фрейденберг объясняла, что столица – от слова “стол” в значении “престол, трон”. А любой стол, любая искусственная возвышенность – это реплика жертвенника, жертвенного алтаря.

То есть столица по сути – это то место, где находится алтарь для жертвоприношения, и поэтому всегда связана с чем-то магическим.

А когда в столице есть река – эта мифологичность продолжается.

Между двумя мирами

Далее культуролог перешла к значению названия реки Ишим, протекающей через город.

– Казахское название Ишима – Есіл. Сразу вспоминается поговорка: “Ер өліп, Есіл теріс аққанда, сенікі не қайғы?” – “Когда герои погибли, а Есиль потек вспять, как ты можешь носиться со своими мелочными переживаниями?”. Также слово “есіл” в казахском языке употребляют, когда говорят о напрасно погибшем герое – “есіл ер бекер кетті”. А еще есіл – это завихрение от ветра в обратном направлении, – поведала Зира Наурзбаева.

Продолжая тему водной артерии, спикер отметила, что в мифологии река – это граница между двумя мирами – живых и мертвых.

– Когда человек подходит к реке, аргы жак – тот берег – это сторона смерти. И река, текущая на северо-запад, несет свои воды в нижний мир. А Есіл течет на северо-запад – прямо в мир мертвых. Мало кто знает эти вещи, мифологически они находятся на уровне бессознательного.

В прошлом году в Алматы проходил цикл лекций по тюркской мифологии, и меня удивило, что большая часть людей – не казахи. Когда я спросила участников, для чего они пришли, они сказали, что им это нужно для работы.

– Когда работаешь с пациентами – не важно, казах ли, русский, он на этой земле живет, и бессознательное этого пространства прорывается в снах, символах. Нам для практической работы надо это понимать, – рассказала мифолог и перешла к теме берегов.

Правый и правильный – тождественные понятия у любого народа, в том числе казахского, а левый – солакай – что-то неправильное.

– Правый берег столицы – высокий, а левый находится в низине. Но нижний мир, находящийся на левом берегу, это не только мир смерти – это мир умерших предков. А они, по казахской мифологии, даруют героям богатство и невесту. Герой должен переправиться с правого на левый берег, чтобы получить эти дары. Так что шутки о том, что невест нужно брать с левого берега, и тогда у тебя все будет хорошо, попадают в мифологическую матрицу, – с улыбкой сообщила Зира Наурзбаева.

Сказка о белом доме

Остановилась спикер и на мифологическом прочтении архитектурных объектов столицы.

– У тех, кто планировал и строил Астану, было желание насытить город мифологической символикой. Порой это делалось достаточно грубо. Лет 10 назад я ходила на экскурсии в Пирамиду (здание Дворца мира и согласия). На стенах были развешаны эскизы Нормана Фостера (автор проекта, британский архитектор) и зачем-то витрувианский человек рядом с пирамидой (рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490–1492 годах. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Рисунок и пояснения к нему иногда называют “каноническими пропорциями”.). Какое отношение имеет это друг к другу?.. На месте конфетно-пряничной фабрики возвели памятник жертвам голодомора — что показали на выставке "Ретроспектива столицы"

А еще, помню, экскурсовод сообщил, что в основании строения находятся 3 тысячи роликов, чтобы при ветре оно не раскачивалось. Четырехгранная пирамида, одна треть под землей, – самая устойчивая фигура в мире, зачем ей ролики, это же не Байтерек в конце концов?! – поделилась рассуждениями культуролог, упомянув о том, что ходили разговоры о заложенной в пирамиду масонской символике.

Кроме того, по ее словам, на уровне проектирования в столице прослеживается так называемый меридиан города, проходящий через главную аллею – бульвар Нурлы жол (Водно-зеленый бульвар), через Байтерек на Акорду, далее – на Пирамиду и монумент Казак елі.

– Экскурсоводы употребляют это понятие – меридианная ось города, на которой расположено несколько объектов, представляющих интерес с точки зрения мифологии. Например, Байтерек – дерево, пронизывающее три мира. Корни – это нижний мир, ствол – мир живых, а крона – небесный мир, здесь птица Самрук гнездо вьет. Это еще и лестница, по которой сходят духи, чтобы посетить живых потомков, и по которой поднимаются избранные, – рассказала Зира Наурзбаева.

А уже упомянутая Пирамида – с одной стороны символ могилы, с другой – реплика мировой горы.

– В мифологии на мировой горе находится мировое дерево. Здесь, у нас, по-другому: дерево – внизу, Пирамида – выше. Если же говорить далее об осевых объектах, то на оси находится резиденция Президента – Акорда, тоже интересный объект с мифологической позиции. Исторически мы знаем, что были Белая Орда, Кок Орда.

В Ак Орду, в частности, входили территория Казахстана, Южной Сибири – имелись ли в виду эти вещи при строительстве здания или речь идет о другом?

В истории есть понятие “белодомовые” – “ақүйлілер”. Выдающийся историк, востоковед Юрий Зуев исследовал эту тему. Молодежь, чтобы пройти инициацию, уходила из родных мест – пройти испытания, живя в безлюдных местах, не готовя пищу, не ведя хозяйство (продукты получали из основной ставки). И вот такие дружины молодых где-то на границах обитаемой территории называли белодомовыми, – рассказала культуролог.

Также образ белого дома присутствует в сказках.

– Это мифы, которые прошли этап профанизации. Главный герой подходит к правому берегу реки, где Тазша бала пасет коров. Коровы здесь символизируют души умерших людей, которые должны перебраться на левый берег. И главный герой, у которого есть миссия на левом берегу, предлагает ему поменяться одеждой.

Так мифологические структуры, присутствующие у нас в бессознательной форме, отразились на столице, – резюмировала мифолог.

Нур-Султан