Наскальные рисунки эпохи бронзового, железного веков с изображением танцоров в масках, необычных головных уборах, акробатов, музыкантов были обнаружены при раскопках городищ в Отрарском оазисе. Там же археологи находили маски, деревянные скульптуры танцовщиц.
Хлеба и зрелищ!
– В Средней Азии в античную эпоху существовал театр маскара, что в переводе означает “бесстыдство”, – рассказывает старший научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана Арнабай НУРЖАНОВ. – Это театр шутов, кукол.
Маскара выступали в шутливой форме. Они надевали странные шапки, маски, раскрашивали тела, облачались в козлиные шкуры, приклеивали козлиные бороды. Как правило, никто не видел их лица.
Люди на них смотрели, смеялись. Гораздо позже при дворе Хромого Тимура в Самарканде устраивались состязания, говоря современным языком, баттлы, с участием комедиантов, танцоров, театры теней. Об этом писали средневековые авторы. Так, тюркский поэт, философ Алишер Навои писал: “…он, маскара, заставляет смеяться публику, и борода его вызывает смех. И чтобы показать себя еще более смешным, на голову он надевает обезьяноподобную бурку… Публика смеется не только из-за его бурки, но и из-за его движения”.
Во время празднования Наурыза в Багдаде проходили представления в масках даже перед халифом. А придворные шуты ездили с гастролями в другие государства.
В средневековых городах Казахстана были распространены разные виды искусства – музыкальное, танцевальное, цирковое.
Публика требовала хлеба и зрелищ, и ее развлекали укротители диких зверей, акробаты, мимы, фокусники, иллюзионисты. В основном это были гастролирующие труппы, но для них не существовало языкового барьера. Нередко артисты перенимали друг у друга номера. Не обходилось и без курьезов. Известно, что у некоторых коллективов появились даже двойники, которые опережали настоящих артистов и собирали деньги. Многие шуты, фокусники поплатились за это головой. Из истории отечественных понтов: когда в Казахстане впервые стали "выпендриваться"
– Иностранные артисты входили в состав придворного персонала, получали зарплату из госказны, считались уважаемыми людьми, – продолжает Арнабай Нуржанов. – Только Тюркский каганат содержал 30 тысяч музыкантов. Они играли на разных музыкальных инструментах, пели, танцевали.
Выступали как на официальных дворцовых церемониях, на приемах послов иностранных государств, так и на неофициальных празднествах.
Например, китайский император любил смотреть в исполнении юных артисток танец чача, названный так по месту его происхождения – древней области на территории современного Ташкента. Византийского императора и русскую княгиню Ольгу, когда она посещала Константинополь, развлекали тюркские шуты и эквилибристы.
Словесная дуэль до коликов в животе
– Казахская сатира, юмор всегда шагали с историей нашего народа, – говорит политолог Досым САТПАЕВ. – Не стоит забывать, что ментальность кочевого народа предполагает немного философский подход к жизни. Он изначально хорошая основа для самоиронии, юмора, чтобы видеть даже в сложных вещах веселые моменты.
Если посмотреть казахский фольклор, Алдар- Косе – наглядный пример балагура, который отстаивает интересы простых людей, высмеивая богачей, представителей власти.
В творчестве акынов-жырау было немало едких сатирических музыкальных произведений, в которых они также высмеивали пороки представителей власти. Причем статус акынов изначально предполагал, что для них не было авторитетов. К их словам прислушивались не только простые кочевники, но и представители кочевой знати. Никто не смел их затыкать, указывать им, что петь, что говорить. Было немало сатирических музыкальных произведений, где жестко высмеивались пороки общества, люди, которые их олицетворяли. Рэп-баттлы ни в какое сравнение не идут с айтысами – наш ответ Юрию Лозе
Айтысы акынов стали настоящим состязанием музыкального таланта и остроумия. Об их проведении аулы оповещали заранее.
Знаменитый Джамбул Джабаев состязался в краснословии в том числе и с женщинами. Его известной соперницей была девушка по имени Айкумыс.
Чтобы победить, женщины-акыны применяли крепкие словца, которые в обычной разговорной речи употреблять им было непристойно.
Оценивалось музыкальное и ораторское мастерство. Главное, чтобы зритель смеялся до слез и коликов в животе!
Крепкий юмор курдастар
– У всех народов есть чувство юмора, но каждый шутит по-своему. У казахов это исходит из особенностей быта. Большую роль играли также родственные отношения, и культура юмора между родней сформировалась давно, – говорит прозаик, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института литературы и искусства им. М. Ауэзова Нурдаулет АКЫШ. – Шутки между казахами имеют этические соображения. Например, в семье есть балдыз и жезде.
Балдыз – младший брат или сестра жены. Жезде – муж старшей сестры. Балдыз и жезде постоянно шутили.
Нагаши – родственники со стороны матери. Жиен – ребенок женщины по отношению к ее родственникам. Они между собой тоже шутили, секретничали. Подтрунивали друг над другом курдастар – одногодки, в основном джигиты. Их юмор порой был крепкий. Шутили между собой и сваты.
– А что являлось предметом шуток? Были темы, на которые нельзя шутить? Если б я был султан или сколько видов токалок существует
– Хороший вопрос! Не касались внешности, считали, ее дал Аллах. Каким он сотворил человека, таким тот и останется. Природные недостатки старались обходить. Высмеивали в основном поведение, характер, социальное положение. Над будущим зятем подшучивала родня невесты. Существует множество церемоний встречи жениха, сватов. Есть традиция “урын бару”.
К родителям невесты приезжает жених со своими товарищами. Балдыз подшучивали над ними.
Например, незаметно забирали их наряженных лошадей, грузили на них пепел от кизяка, возили по аулу, потешали народ.
– Позволялось ли отпускать шутки в адрес женщин, девушек?
– В казахском обществе женщины жили более или менее свободно, не как на мусульманском Востоке. Они не носили хиджаб, паранджу. На определенном уровне они шутили с мужчинами.
Но традиции запрещали снохе шутить с отцом мужа или его старшими братьями.
Самая популярная шутка на тоях – про опоздавших
– А какие веселые персонажи вы можете назвать в казахской литературе?
– Много сказок, стихов про Алдара-Косе. Причем в каждом регионе был свой Алдар-Косе, о нем слагали стихи, песни. В романе Абдижамила Нурпеисова “Кровь и пот” есть Судыр Ахмет. Неуловимый хитрец Ахмет. У Сабита Муканова в трилогии “Школа жизни” были юмористические персонажи. В романе Мухтара Ауэзова “Путь Абая” – Жуман-болтун. Он ничего не делает, имеет поразительный нюх на мясо, тои, постоянно попадает в нелепые ситуации.
– Как считаете, какие качества воспитывает в людях юмор?
– Чувство ответственности, пунктуальности. У каждого тамады есть коронная шутка про то, что казахи постоянно опаздывают. Высмеет он опоздавших гостей, в другой раз те подумают, опаздывать им или прийти вовремя. Почему казахи привыкли опаздывать — эксперт
Предположу, что клоун Мурат МУТУРГАНОВ смеется больше и чаще других. Ведь цирковое искусство требует постоянного оттачивания мастерства, новых идей, креатива. Сам артист уверен, что если человек с чувством юмора, то ему намного легче жить:
– Я выступал в разных странах и заметил: во всех точках планеты любят юмор. Нет плохого зрителя. Многое зависит от артиста. Сам я очень люблю посмеяться. А казахи всегда были юмористами. В прошлом году казахстанская команда КВН подтвердила это, став чемпионом клуба.
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
И все-таки Досым Сатпаев говорит, что наблюдает печальный тренд – казахстанцы стали меньше находить веселых сторон в своей жизни. По его мнению, в нашей стране слабо развита политическая сатира, нет популярных юмористических журналов, веб-сайтов. Оставляет желать лучшего и качество отдельных комедийных шоу. Между тем потребность в добром юморе существует!
– Появилось много комедий на разные темы, отражающие определенные элементы казахской культуры. В кинематографе комедийный жанр считается одним из сложных. Здесь нужно четко отделять юмор от похабщины, – говорит политолог. – Бывший кавээнщик Нуртас АДАМБАЙ неплохо выполняет свою миссию – нести в массы хорошее настроение. Может, в будущем мы увидим больше людей, которые будут развивать сатиру. Этот тренд начал наблюдаться, но не очень активен.
Жанр карикатуры тоже не признается как важное направление изобразительного искусства, у нас к нему немного снисходительное отношение. А во многих странах он давно является отдельным направлением, и, бывает, карикатуры оказывают большое влияние на общественное сознание.
Будущее – за мемами
– Акимы, министры не раз обижались на карикатуры в газете “КАРАВАН”…
– Обид немало на карикатуры в разных изданиях. Это тоже показатель низкой культуры. Помните знаменитую фразу Янковского в фильме “Тот самый Мюнхгаузен”? “Серьезное лицо – еще не признак ума, господа! Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!” Ученые развеяли самый главный казахский миф — СМИ
У нас серьезность часто скрывает банальный непрофессионализм и глупость.
Почему многие представители власти – молчуны? Боятся, что любая их фраза может вызвать стёб.
Кстати, благодаря соцсетям в Казахстане появилось альтернативное направление – интернет-мемы, которые быстро реагируют на события, несуразные заявления представителей власти, как “патамушта, патамушта”. Они компенсируют классическую карикатуру, так что будущее и за ними тоже!
АЛМАТЫ