Говорят, что шымкентцы – самые ушлые среди казахстанцев. Но похождения 30-летнего уроженца Алматинской области Бахытжана Б-ва наглядно доказывают, что таланты суперпроходимости имеются в любом регионе.
Первый блин комом
Первую свою комбинацию Бахытжан провел еще в конце 2013 года. На специализированном сайте по автоперевозкам он увидел объявление крупной фирмы, поставляющей электротехническую продукцию по всему Казахстану и за рубеж. Фирма искала перевозчиков для доставки партии груза из Алматы в один из райцентров Кызылординской области. Бахытжан позвонил по контактному телефону, указанному в объявлении, и познакомился с заместителем директора фирмы. Представился замдиректору владельцем большегрузов, осуществляющих междугородние рейсы, и они очень быстро обо всем договорились. При этом никаких договоров-документов оформлять не стали. Сошлись на устных договоренностях – так и мороки меньше, и выгоднее каждому. В тот же день Баха, тоже по объявлению, арендовал фуру. Водитель фуры быстро согласился, так как оплату заказчик предложил хорошую, а ехать надо было всего из одного района Алматы в другой (ни в какой райцентр Баха, естественно, ехать не собирался). Утром они прибыли к складу фирмы, без всяких проволочек погрузили 9 катушек электротехнического кабеля, арматуру и пр., всего на сумму порядка 10 миллионов тенге. Из документов Баха подписал только упаковочный лист, который предъявил ему работник склада.
В общем, взять груз оказалось проще простого. Однако дальше всё пошло несколько не так. Во-первых, фирма сразу с ним за перевозку не расплатилась, пообещав, что расчет будет на месте доставки. Так что Бахе пришлось из собственного кармана заплатить водителю, когда они, проехав пару кварталов, прибыли “на место”. Отдав, как и было оговорено с водилой, 30 тысяч тенге, Баха остался без денег, но с несколькими тоннами электрокабеля. Водитель требовал забрать груз. Еле как Баха уговорил водилу подержать 5 катушек в фуре, пока он отправит часть груза “куда надо”. Для этого Баха срочно нанял грузовую “Газель”, куда вкатили 4 многотонные катушки. Потом “Газель” долго колесила по промышленным зонам Алматы, где Баха искал покупателей на дефицитный кабель. Он согласен был отдать его по смешной цене. Но покупателей не нашлось. И тогда Бахе пришлось просто сдать медный провод на металлолом. Денег он выручил столько, что едва хватило рассчитаться с газелистом. За оставшимися в фуре катушками Баха решил даже не возвращаться. Короче, при совершении своей первой кражи ему пришлось потрудиться до десятого пота. Учтя полученный опыт, Бахытжан теперь стал более разборчиво подходить к выбору заказов и планировать дальнейшую реализацию добычи.
Пожурили и отпустили
Во второй раз он выбрал компьютеры. Схема была всё та же – фирмачи позарились на весьма скромные запросы “грузоперевозчика”, взявшегося доставить их товар в Талдыкорган. А грузовую “Газель” для рейса “внутри Алматы” Баха уже нашел без труда. Имелись у него и покупатели на часть компьютеров. Оргтехники он взял на 4,5 миллиона. Продать успел на 700 тысяч тенге. Остальную добычу держал у себя дома. Там его вскоре и взяли полицейские, вышедшие на след мошенника.
В суде Баха клятвенно утверждал, что честно собирался заняться грузоперевозками, но из-за водителей, “которые не соглашались ехать за копейки в другие города”, всё сорвалось. Ущерб потерпевшим Бахытжан возместил частично. Вернул оставшиеся компьютеры. В ходе следствия полицейские нашли почти целые катушки кабеля у водителя фуры и в пункте по приему металлолома. Главное, что фирмачи не смогли документально доказать сумму похищенного – документы-то серьезные не оформлялись. И когда Бахытжан в суде заявил, что потерпевшие завышают количество и стоимость похищенного, крыть им стало нечем. Но и того, что было доказано, хватило, чтобы суд признал Бахытжана виновным в мошенничестве в особо крупных размерах. Однако с учетом первой судимости, молодости, раскаяния и прочего суд дал ему условное наказание с испытательным сроком на 3 года. 30 марта 2014 года суд огласил приговор и выпустил находившегося под стражей Бахытжана на свободу.
Лиха беда начало
Уже через полгода Баха организовал следующую блестящую операцию по “междугородной” доставке товаров. Груза взял на 30 миллионов тенге, да еще фирма заплатила аванс за доставку в 30 тысяч. Добыча состояла из одежды и товаров народного потребления, которые разошлись буквально влёт.
Потом он еще “отвез” другим заказчикам партию компьютеров на 5 миллионов. И опять попал под следствие и суд. В марте 2015 года был признан судом рецидивистом и получил уже приговор в 6 лет реального срока. Плюс год по неотбытой первой судимости. Итого – 7 лет с конфискацией преступно добытого имущества.
Но, отсидев лишь половину срока в учреждении средней безопасности, он в ноябре 2017 года был переведен на минимальный режим – говоря по-простому, “на химию”.
Что время терять? Через 5 месяцев, в марте 2015 года, он нашел прекрасную комбинацию – один предприниматель искал строительный подъемник. А другим бизнесменам надо было перевезти краны в Нур-Султан (тогда еще Астана). Пара звонков, и вот уже Баха успешно реализовывает технику за 3 миллиона тенге. Следующий эпизод – доставка продуктов питания на 4 миллиона, которые вместо Усть-Каменогорска Баха на арендованном грузовике привез на Зеленый базар, где сразу за наличку продал местному бизнесмену. Потом Баха провернул еще дело с шинами на 1,5 миллиона, аферу с компьютерами – на 32,5 миллиона и перевозку интерактивных панелей (новейшие сенсорные экраны) на 4 миллиона тенге. И вновь следствие, суд. А в апреле 2019 года новый срок в 7 лет за особо крупное мошенничество.
Как уйти из СИЗО
До вступления приговора в силу и в ожидании дальнейшего этапирования в колонию максимальной безопасности Баху поместили в следственный изолятор управления полиции Илийского района Алматинской области. Здесь он спокойно просидел до середины лета 2019 года. А потом совершил побег из СИЗО.
Вот как об этом говорится в материалах дела: “…Осужденный Бахытжан Б. разработал и осуществил план побега из-под стражи. 14 июля 2019 года… оперуполномоченный отдела криминальной полиции управления полиции Илийского района капитан полиции Нурмухамбетов Б. Х. без каких-либо оснований и составления разрешающих документов незаконно вывез Бахытжана Б. из ИВС на служебной автомашине марки “Лада 21214”…
…Находясь в городе Алматы, на пересечении улиц Шолохова – Сейфуллина, осужденный Бахытжан Б., воспользовавшись сложившейся ситуацией, спрыгнул из автомашины оперуполномоченного и скрылся в неизвестном направлении, тем самым совершил побег…”.
А вот как об этом рассказывает сам Бахытжан: “…Когда меня из камеры № 4 выводил постовой Нусипжанов, ему позвонил Нурмухамбетов и сказал, чтобы он вывел меня через задний двор ИВС. Там через заднюю маленькую калитку, через черный ход полиции вышел наружу… Все обстоятельства дела можно увидеть на записи с видеокамеры наблюдения, установленной в СИЗО. Когда потом с Нурмухамбетовым ехали домой (к Бахыту), уже было темно на улице. По дороге Нурмухамбетову позвонил его начальник Отыншиев с вопросом: “Почему ты вывез Байсбаева?”. Тот ответил: “У него заболел сын, едем к нему домой”.
Когда доехали, Нурмухамбетов сказал: “Ты мне сейчас дай 200 000 тенге, потом тебя повезу или поведу, начальство уже в курсе, ты свободен”.
Бахыт согласился и позвонил своему знакомому Степану, – который их встретил по пр. Сейфуллина. Но выяснилось, что денег нет. И тогда оперуполномоченный просто отпустил Бахыта, и тот уехал вместе с приятелем Степаном.
– Я ничего не нарушал, спокойно передвигался по городу. Соответствую-щие записи имеются на светофорах видеокамеры, которые подтверждают, что я свободно шел, – говорил в показаниях Бахытжан. – А то, что я выпрыгнул из автомашины и убежал, как говорил оперуполномоченный, так я с этим категорически не согласен. Нурмухамбетов неоднократно брал у меня деньги, и замначальника Отыншиев деньги брал, колеса ему покупал. Это всё имеется в моих первоначальных показаниях, это подтвердили и свидетели на шиномонтажке. Потом мне спецпрокурор говорит, мол, с тобой хочет встретиться твой брат, назначим его общественным защитником, ну я согласился. Когда мой родной брат Бауржан пришел в СИЗО, один из теперь уже бывших сотрудников полиции Илийского района сказал ему: “Не давай показания на Отыншиева и на других. Дай показания только на постового и опера, измени показания”. Потом спецпрокурор обратно все переделывал документы. Чтобы избежать ответственности, они обратились к моему брату, чтобы он поговорил со мной. Но я остался на своих первых показаниях”, – сообщил Бахытжан.
По поводу того, почему он не вернулся в колонию, Бахытжан объяснил просто: “У меня был инстинкт самосохранения, поэтому я не обращался никуда с заявлением, что меня оставили на улице, что я осужден…”.
В общем, наш колобок оказался на свободе. Понимая, что его может разы-скивать полиция Алматы, он решил скрыться в Шымкенте. Куда и поехал.
Эврика!
Кто бы сомневался, что в Шымкенте Баха занялся своим привычным уже делом. Стал просматривать на сайтах объявления о перевозке грузов. И скоро нашел очередного заказчика. Шымкентскому филиалу крупнейшего торгового дома по продаже электроники нужно было перевезти часть товаров из Шымкента в Тараз. Уже проверенный сценарий по налаживанию контактов с топ-менеджером филиала, и вот Бахытжан уверенно руководит погрузкой в фуру упакованных телевизоров, кондиционеров, сотовых телефонов, пылесосов и множества других товаров.
Впоследствии на суде судья интересовался у топ-менеджеров – как вы, такая крупная фирма, и не имеете своего транспорта, связываетесь с мошенником?
Менеджеры объяснили всё просто.
“В тот момент наш склад бытовой техники переезжал на новое место, – объяснял представитель потерпевшего. – В фирме имеется свой автотранспорт. Но тогда часть машин была занята переездом склада, а остальные с товарами уехали в Тараз. А нужно было еще доставить остаток товаров. Поэтому фирма решила нанять частную автомашину для перевозки. Обратились к своим партнерам, компании, предоставляющей услуги логистики. Те дали объявление по Интернету о потребности в грузовике. По нему отозвался Бахытжан”…
О том, что товары не доехали до филиала в Таразе, в Шымкенте узнали в тот же вечер, когда им позвонили из жамбылского филиала. Вначале подумали, что, может, машина поломалась, стали звонить водителю фуры. Тот сообщил, что всё разгрузил в Таразе. Менеджеры сразу выехали в Тараз. Потом написали заявление в полицию. Начались поиски. В ходе следствия им были возвращены 7 телевизоров,
2 сотовых телефона. Причинен ущерб на сумму 20 300 000 тенге.
Как выяснилось, Бахытжан некоторую технику пристроил в Таразе, часть переправлял обратно в Шымкент, а часть даже отправил в Алматы, где у него имелись клиенты на покупку.
Спустя пару недель Бахытжана задержали. Следствие и новый суд длились почти год. На суде Бахытжан просил, чтобы ему разрешили позвонить его друзьям, у которых всё еще хранится большая часть украденной техники.
– Прошу суд дать мне возможность вернуть потерпевшему часть похищенных товаров, то есть разрешить позвонить моим друзьям, которые могли бы вернуть товары. Однако, если им позвонит кто-то другой, друзья просто отключат телефоны и возвращать ничего не будут, – предлагал свое содействие Бахытжан.
На это потерпевшие говорили, что товар этот давно уже морально устарел и утратил свою рыночную стоимость. Просили признать орудием преступления КамАЗ, на котором Бакытжан перевозил украденное, и конфисковать его в пользу потерпевших.
Абайский районный суд под председательством Сайдыбаттала ТОКБЕРГЕНОВА оставил потерпевшим право предъявлять все свои претензии к Бакытжану в гражданском порядке. Бакытжана вновь признали виновным в особо крупном мошенничестве. И по совокупности окончательно приговорили к 8 годам лишения свободы в учреждениях чрезвычайной безопасности.
До вступления приговора в силу осужденный помещен в Шымкентский СИЗО. Пока еще не сбежал. Уже через полгода Баха организовал следующую блестящую операцию по “междугородной” доставке товаров. Груза взял на 30 миллионов тенге, да еще фирма заплатила аванс за доставку в 30 тысяч. Добыча состояла из одежды и товаров народного потребления, которые разошлись буквально влёт
Прошу суд дать мне возможность вернуть потерпевшему часть похищенных товаров, то есть разрешить позвонить моим друзьям, которые могли бы вернуть товары. Однако, если им позвонит кто-то другой, друзья просто отключат телефоны и возвращать ничего не будут, – предлагал свое содействие Бахытжан
ШЫМКЕНТ