Как роботы вытесняют юристов и бухгалтеров с рынка труда в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как роботы вытесняют юристов и бухгалтеров с рынка труда в Казахстане

Как роботы вытесняют юристов и бухгалтеров с рынка труда в Казахстане

Юристов, бухгалтеров и маркетологов заменят чат-боты. Это не фантастика, а реальность, которая уже наступила: нейронные сети лишают работы юристов в крупнейших банках, а Алиса, Сири и другие виртуальные помощники успешно справляются с некогда традиционно человеческими задачами. Не за горами день, когда роботы будут править миром, заперев homo sapiens в зоопарках.

  • 4 Мая 2018
  • 1547
Фото - Caravan.kz

Ищем Дягилевых!

Что ждет мир и Казахстан в том числе в свете цифровой революции? Ответ пытались найти на республиканской научно-практической конференции “Профессии будущего: к чему готовиться поколениям Y, Z?”, организованной научно-исследовательским центром “Молодежь”, Библиотекой Первого Президента РК – Елбасы и министерством по делам религий и гражданского общества.

Участница конференции Зарина БАЙКЕНОВА учится на втором курсе кафедры арт-менеджмента Казахской национальной академии хореографии и намерена открывать миру имена казахстанских звезд.

– В программе “Рухани жаңғыру” Президент сделал акцент на развитии современной культуры Казахстана, соответственно нужны профессиональные кадры, которые будут этим заниматься внутри и за пределами страны и тем самым поднимать экономику, – поделилась с нами Зарина.

Будущий арт-менеджер отмечает, что сегодня в Казахстане по пальцам одной руки можно пересчитать импресарио балета и других видов искусства.

Ерлан АНДАГУЛОВ, создатель фестиваля “Ballet Globe”, продвигает отечественное балетное искусство и приглашает артистов со всего мира, Нурлан КОНАКБАЕВ также занимается такого же рода деятельностью, но в целом это непаханое поле.

На недавней конференции по арт-менеджменту в Астане один известный певец сказал, что в Казахстане нет шоу-бизнеса.

Я не согласна – скорее нет агентов, которые его развивают. У нас есть товар – люди искусства, но нет продавцов, которые бы профессионально их продвинули, – считает собеседница “КАРАВАНА”. Продюсер Майкла Джексона напоил чаем Димаша Кудайбергена

Основные причины сложившейся ситуации, по мнению Зарины, в недостатке знаний и конкуренции среди арт-менеджеров:

Димаш КУДАЙБЕРГЕН до обретения славы на мировой арене участвовал в казахстанских проектах, где никто из продюсеров его не заметил. Или Данелия ТУЛЕШОВА – вы думаете, у нас нет других таких девочек?! В нашей академии есть мальчик, шикарно исполняющий “Алию” Розы РЫМБАЕВОЙ. Я говорю: буду продюсировать, только дайте мне инвестиции.

По завершении обучения девушка планирует сосредоточиться на продвижении казахстанской культуры вне республики.

– У Казахстана до сих пор нет своего павильона на Венецианской биеннале, существующей уже больше века! Во-первых, это дорогостоящее мероприятие, во-вторых, это сложно, но возможно. Нужно не готовиться десять лет и участвовать один раз – за эти десять лет нужно сделать 100 проектов, чтобы “засветиться”, – говорит Зарина и вспоминает великого Сергея ДЯГИЛЕВА, открывшего Франции и после – всей Европе “Русские сезоны” и русских художников.

– Помните, какой был всплеск информации после работы импресарио, парижане стали обсуждать русских, искусство, балет, Россия задала моду балетному искусству и до сих пор является его центром. Если Казахстан также задаст культурную моду, это вернется в десятикратном размере.

Робсила наступает

И пока будущие Дягилевы постигают азы продвижения высокой культуры, бухгалтеры и прочие специалисты рискуют остаться без работы. Юрист, руководитель консалтинговой компании Асет ДАУТОВ на конференции, посвященной профессиям будущего, рассказал о том, как великая Сеть прозрачно намекнула ему на то, что он уже отстает от современного мира.

– Когда я стал изучать профессии будущего, то забил в поисковике вопрос: как повлияет информатизация на занятость населения. Google корректно меня поправил: “Возможно, вы ищете, как влияет информатизация на занятость населения?”. То есть я со своим вопросом припозднился.

У социологов, напомнил спикер, есть прикладное программное обеспечение, позволяющее обрабатывать массив данных и формировать итоговое решение, отойдя от рутинной работы.

– Аналогичные по сути программы сейчас имеются в большинстве профессий – бухгалтерии, юриспруденции. А разработанные в последние годы чат-боты и в целом вся цифровизация, которая развивается семисотмильными шагами, приводят к тому, что отдельные профессии трансформируются либо вовсе исчезнут. Сколько казахстанцев могут потерять работу из-за роботов

McKinsey и другие консалтинговые компании заявили, что к 2020 году каждая третья профессия будет заменена машиной.

А по мнению другой компании, Deloitte, в ближайшие 20 лет в Великобритании 114 тысяч юристов потеряют свою работу – а это порядка 40 процентов от действующих. Уже сейчас различные программы заменяют рутинные действия, – отметил Даутов.

Слова спикера подтверждает ситуация в соседней России, где в крупнейшем банке в прошлом году уволили 500 юристов, занимавшихся исковыми заявлениями к проблемным заемщикам.

– Нейронная сеть делает однотипную рутинную работу лучше. На подходе специалисты по подбору кадров, маркетологи и другие. Мой дед вырос в ауле, прекрасно ездил верхом – этот полезный навык тогда являлся необходимостью. Как сегодня необходимостью является умение пользоваться смартфоном. Кто-нибудь в этой аудитории владеет навыками верховой езды? Даже если да, то использует этот навык скорее для развлечения, чем для необходимости. А в будущем нам даже навыки вождения авто могут не понадобиться – потому что машины не будут иметь органов управления, – обрисовал возможную картину будущего спикер.

И если вы хотите оставаться на плаву в море информатизации, вам нужно постоянно обучаться.

– Минобразования и науки курирует образовательные программы, кажется, только в Назарбаев университете есть возможность отходить от госстандарта, также есть пилотный проект для 10 вузов по адаптации к рыночным тенденциям.

Чиновники пытаются спрогнозировать, что будет в тренде через пять лет. Но проблема в том, что у нас нет этих 5 лет.

Мы сейчас с вами сидим, разговариваем, а где-нибудь парень-гений в лэптопе уже заканчивает алгоритм, который в 1 секунду уничтожит традиционную профессию, заменив его виртуальным защитником, – говорит действующий юрист.

Штрафы, разводы – что еще мы можем сделать для вас?

Впрочем, эти вещи уже работают: бот-юрист DoNotPay, разработанный Джошуа БРОУДЕРОМ, помогает составить жалобу на неправомерную квитанцию о штрафе за парковку.

– Чат-бот задает вопросы, выясняет ситуацию, связанную с парковкой. Для Астаны это только становится актуальным – после введения акиматом платной парковки на Водно-зеленом бульваре. Виртуальный юрист помогает доказывать, что вы парковались правильно или что должны были меньше заплатить.

То есть система делает то же самое, что обычный юрист, только большой массив нормативно-правовых актов она анализирует за миллисекунды.

В Америке прецедентное право, сравнительный подход: если 50 лет назад было так же, значит, и сегодня должно быть так же, и для них аналитика автоматизированных процессов очень удобна. У нас система другая: мы опираемся на нормы закона, трактуем, но чат-боты будут полезны и нам, – уверен Асет Даутов.

Также спикер привел в пример других виртуальных помощников – Алису из “Яндекса”, Сири из “Apple”.

– Алиса – обучаемая программа, сейчас она прогнозирует погоду, говорит о новостях, поддерживает беседу, а завтра станет тем, кто, возможно, заменит меня. Хотя я, как и все представители старейших профессий, конечно, тешу себя надеждой, что мы еще пригодимся: ведь есть поколение людей, наших родителей, которым нужны эмоции, живое общение, – оптимистично заключил юрист. Роботы вместо чиновников. Как астанчане приобщаются к искусственному интеллекту

С ним согласился модератор Данат ЖУМИН:

– Пока инвестор Илон МАСК видит в роботах угрозу – нас посадят в зоопарки и будут наблюдать, а его коллега Уоррен БАФФЕТТ считает, что роботизация – это благо: всю работу за людей будет делать искусственный интеллект.

Я думаю, что все-таки сила за нами: робот – не человек, он не умеет любить (пока еще), сопереживать, чувствовать.

И, наверное, это самый большой вызов, то, над чем работают умы мира: чтобы оставаться конкурентоспособными, нам нужно не терять способности любить, радоваться жизни, дружить.

Боты ботами, но без рук – никуда

А пока в Америке чат-бот разводится от вашего имени и помогает взыскать деньги с авиакомпании за задержку рейса, в Казахстане нужны рабочие руки. Но, как посетовала начальник управления развития профмастерства и движения Worldskills Kazakhstan НАО “Холдинг “Кәсіпқор” Данагуль БАЙГУЛУНОВА, мы вырастили поколение министров и начальников:

– Профессиональное техническое образование осталось в советском прошлом. В Казахстане сложилось мнение, что рабочие профессии – это что-то грязное, пыльное.

Но так было давно, сейчас фрезеровщики, к примеру, одетые в чистые костюмы, забивают данные в станок ЧПУ (числовое программное управление) и не занимаются пыльной работой.

И именно рабочие профессии нужно развивать. Компаниям приходится заново обучать выпускников колледжей, профтехучреждений, – констатировала спикер.

Казахстан присоединился к движению Worldskills, повышающему престиж рабочих профессий и объединившему 79 стран мира, в 2014 году, а уже в 2015-м провел первый национальный чемпионат по семи рабочим специальностям. В прошлом году участники соревновались уже в 30 компетенциях!

Кстати, в топ-50 востребованных и перспективных профессий вошли операторы дронов, мехатроники и мобильные робототехники. Так что роботы роботами, но рабочие руки еще минимум век будут в цене.

АСТАНА