Как пятеро казахских парней игрой на живых инструментах заменяют целый оркестр и имеют миллионы фанатов за рубежом - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как пятеро казахских парней игрой на живых инструментах заменяют целый оркестр и имеют миллионы фанатов за рубежом

Как пятеро казахских парней игрой на живых инструментах заменяют целый оркестр и имеют миллионы фанатов за рубежом

Как пятеро казахских парней игрой на живых инструментах заменяют целый оркестр, имеют миллионы фанатов за рубежом и намерены воспитать на родине новое поколение мастеров, исполняющих древнюю музыку Великой степи?

  • 22 Марта 2019
  • 2745
Фото - Caravan.kz

Фольклорно-этнографическому ансамблю “Тұран” – 10 лет. Фонд Первого Президента РК – Елбасы практически с первого дня существования обратил на него внимание, – отметил на встрече с музыкантами директор представительства ФПП в Алматы Сергей ТОХТАРОВ. – Группа стала обладателем гранта фонда. Мы содействовали ей в выпуске CD-альбома “Ер Тұран” и в поездках для участия в международных программах. Отрадно, что ребята сумели правильно распорядиться своим талантом и нашей поддержкой. Сегодня это сильный состав, получивший мировое признание.

Участники ансамбля организовали его, будучи еще студентами Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Сейчас все они уже сами преподаватели.

Абзал АРЫКБАЕВ, Бауыржан БЕКМУХАНБЕТОВ, Ержигит АЛИЕВ, Максат МЕДЕУБЕК, Серик НУРМОЛДАЕВ встречают юбилей на пике славы и в наилучшей творческой форме.

– В Европе и Америке нашу музыку слушают не так, как на родине, – делится впечатлениями Абзал Арыкбаев. – Когда мы выступали в знаменитом Концертхаусе в Берлине, немецкой публике так понравились наши композиции, что люди сначала бурно аплодировали и раз пять вызывали на бис. А когда почувствовали, что концерт неминуемо завершается, стали топать ногами, протестуя против его окончания!

За 10 лет мы дали около 600 концертов, объехали больше 40 стран. А в некоторые возвращались по нескольку раз. Так что в общей сложности это вылилось в более чем 80 зарубежных поездок. Одна из главных целей нашего ансамбля – это возрождение древних казахских музыкальных инструментов, сохранение и популяризация наших национальных традиций.

Тайны другого измерения

– В каждой стране зрители и слушатели встречают нас по-своему, – продолжает Абзал Арыкбаев. – Кому-то нравятся наши костюмы, кому-то – музыка и отражение в ней того изначально первобытного состояния: шум ветра, стрекот цикад, голоса птиц и зверей или оживающие в воображении картины средневековых баталий. Кого-то привлекают древние казахские музыкальные инструменты: сыбызғы, шаңқобыз, саз-сырнай, шертер, жетіген, шіңкілдек, домбыра, қыл-қобыз, асатаяқ. А в целом каждый находит для себя что-то новое и удивительное.

Интересно воспринимали нас слушатели и зрители Тайваня. К первым двум концертам они отнеслись прохладно. А мы знаем, что людям в восточноазиатских странах больше импонируют звуки высоких частот, мягкие и нежные мелодии. Наше же горловое пение, шаманские бубны, звуки домбры в основном используют средний и низкий регистры.

Звучание напористой древнетюркской казахской кочевой музыки для них непривычно.  Туран – живые звуки древней цивилизации

Но буквально после второго-третьего концерта слушатели уже не хотели отпускать нас со сцены, раскупили все наши альбомы и диски. И мы обзавелись новым фан-клубом в Юго-Восточной Азии, на Тайване.

Очень любят наши выступления турки и венгерские казахи. Между прочим, и те и другие считают, что музыка ансамбля “Тұран” – это достояние не только Казахстана, но и всей общетюркской цивилизации.

– А что же свои казахстанские слушатели?

– В 2008 году, когда мы только образовались, было очень сложно, потому что это было новое направление. До нас существовали такие первоклассные ансамбли, как “Сазген”, “Алькиса”, “Адырна”. Но наш стиль, этно-фолк, отличается от них более архаичным, стилизованным под древность, первородным звучанием. К тому же каждый участник ансамбля виртуозно владеет не одним, а несколькими инструментами, и мы выступаем исключительно вживую. Каждая наша композиция – это захватывающее шоу, переносящее изумленного зрителя в глубины истории и в некое иное измерение.

Ученики и мастера

– По нашим стопам пошли наши ученики, молодые музыканты, – рассказывает Абзал. – Родилось уже целое направление музыкальных коллективов, таких как “Номад”, “Хассак”, “Хазар”, и это радует, поскольку каждый из нас сам еще и педагог.

– Ваша музыка отличается от популярных хитов той-музыкантов. А вас приглашают на свадьбы и тои?

– К нашему удивлению, да! И на свадьбы, и на тои, и на юбилеи. И сейчас здесь, на родине, у нас есть свой слушатель.

– Удается зарабатывать, как Кайрат Нуртас?

– Нет, не удается. И это не главная цель нашего творчества. Хотя, не скрою, бывает и у нас хороший заработок.

– Кто создает сценические костюмы, по которым вас узнают как “Тұран”?

– Меха и стилизованные костюмы – это не копии нарядов и доспехов, которые носили в древности. Их было бы неудобно носить на сцене и дорого изготавливать.

Мы просто выбрали основные элементы одежды древних скифов, гуннов и саков, а потом пригласили профессионального дизайнера, который стилизовал их на современный лад.

Вот Ержигит носит колпак и наряд скифского периода. Бауржан и я – представителей охотников гуннского периода. А Максат и Серик с султанами на голове олицетворяют собой воинов сакского периода.

Музыкальные эксперименты

– Наши произведения можно отнести к жанру этно-фолк, – продолжает рассказ Серик Нурмолдаев. – И главная наша цель – пропаганда казахских народных традиций и музыкальных инструментов. Но мы открыты всему новому. Одним из первых наших экспериментов, например, было исполнение симфонической поэмы “Дала сыры” композитора Актоты РАЙЫМКУЛОВОЙ для большого симфонического оркестра и состава нашего ансамбля. Она прозвучала в зале Концертхаус в Берлине под управлением немецкого дирижера Яна МОРИЦА в 2008 году. Потом мы совершили еще турне по пяти городам страны, и дирижер просто влюбился в казахскую музыку.

Именно “Дала сыры” на большом фестивале симфонических оркестров в конце года была признана лучшим произведением.

Не меньший успех исполнение поэмы имело и в Тель-Авиве, где мы играли с Израильским симфоническим оркестром под управлением дирижера Беньямина ЮСУПОВА.

Ошеломительный эффект произвело и произведение Актоты Райымкуловой “Жамиля” в зале Карнеги-холл в Нью-Йорке (США, 2010). Но самым удивительным стал концерт 2016 года в Казани, где прозвучали несколько композиций “Тұран” в переложении для состава камерного оркестра Татарстана “La Primavera”! Мы там были в качестве гостей и авторов музыки. Это вызвало неописуемый восторг у слушателей. Представляете, наши произведения впервые были сыграны симфоническим оркестром!

– Так получается, будто наша музыка идет впереди нас, – замечает Серик Нурмолдаев. – Одна из наших композиций – “Ер Тұран”, музыкальное полотно сурового драматического звучания, ставшая визитной карточкой группы, на YouTube была просмотрена турецкими поклонниками нашего творчества более 20 миллионов раз!

В Турции мы вообще стали чуть ли не национальными героями. После того, как исполнили саунд-трек к известному турецкому сериалу “Er Tugrul”, нас стали часто приглашать в Турцию.

И тогда мы впервые почувствовали, какая она, звездная жизнь. Там нас буквально носят на руках. Залы переполнены. Люди приезжают автобусами, хотят прикоснуться к нам и через нас почувствовать дух своих предков. Там мы с удивлением обнаружили людей с табличками с надписью “Тұран”. Думали, это гиды или волонтеры. Оказалось, это наши телохранители! Когда к окончанию концерта зрители в порыве восторга начинали рваться к нам на сцену, эти телохранители вставали цепочкой и не пускали, защищая нас от назойливых и даже пугающих толп фанатов. Как на футбольном матче!

Сегодня музыка скромных парней из ансамбля “Тұран” востребована в кино, мульт­сериалах, балете, театрах, рекламных роликах.

Кажется, что акустические возможности живых казахских музыкальных инструментов превосходят даже всесильные звуковые компьютерные программы музыкальных синтезаторов и прочей элект­роники.

Не случайно впечатленный звучанием “Тұран”, знаменитый российский актер, режиссер и писатель Валентин Гафт говорил: “Казахская музыка, оказывается, – это безграничный космос!..”.

АЛМАТЫ