Как Мурат Ауэзов словом окуня выудил - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как Мурат Ауэзов словом окуня выудил

Как Мурат Ауэзов словом окуня выудил

Про дух Кунаева и маркетинг в рыбалке – на Алаколе завершился рыболовный зимний сезон-2020

  • 15 Марта 2020
  • 739
Фото - Caravan.kz

Оказаться в одной компании с сыном Мухтара АУЭЗОВА и другими интересными личностями, узнать рыболовецкие байки, а после, в тишине предзакатного часа, пообщаться с духом великого Динмухамеда КУНАЕВА – такую возможность получил журналист “КАРАВАНА”, совершивший вояж на Алаколь и вместе с компанией культурологов, историков, бизнесменов закрывший сезон зимней рыбалки на жемчужном озере.

В поезде с Динмухамедом Кунаевым

Президент Федерации спортивного рыболовства РК, чемпион мира в этом виде спорта Роман БОТАБЕКОВ, знающий о рыбалке всё и даже больше, организовал для своих друзей и коллег поездку из Алматы к берегам знаменитого озера Алаколь.

Стартовали мы в пятничный обед со станции Алматы-1, где нас ждали два вагона компании Ботабекова “Туран Экспресс”, один из них – кунаевский. Именно здесь велись долгие беседы с общественным деятелем Муратом Ауэзовым, историком Маратом СЕМБИНЫМ и другими заядлыми рыбаками, в миру – акулами бизнеса и пера, пескарями науки и сомами правосудия, в окружении живописных пейзажей и интерьеров кунаевского вагона.

– Когда-то этом вагоне ездил сам Динмухамед Ахмедович. Однажды здесь произошел пожар, после которого мы выкупили вагон, сделали капитальный ремонт, обновили. Перекрасили всё в светлые тона – Динмухамед Кунаев сам был светлым человеком, – рассказал нам Роман Ботабеков.

Кунаевский вагон – один из двух гранд-вагонов с несколькими купе повышенной комфортности, гостиной зоной, где на столе стоит раритетный телефон, по которому Кунаев напрямую звонил Брежневу.

Как и всякий порядочный человек, при входе в гости к Динмухамеду Кунаеву вы должны разуться и переобуться в тапочки, а далее по расстеленным коврам и мимо занавешенных окон проследовать внутрь.

В самом большом купе воссоздан интерьер рабочего кабинета первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР, висят его портреты, и кажется – вот-вот на пороге появится сам хозяин этого пространства. Что, кстати, является правдой.

Гранд-проводник вагона Жанна КОШАНОВА работает здесь четыре года и рассказывает, как однажды одному пассажиру явился дух Кунаева.

Уж не знаем точно, что сказал Динмухамед-ага мужчине, бывшему подшофе, но с тех пор тот не только перестал пить белую, но и подался в муллы!

– Для нас большая честь работать в вагоне, носящем имя Кунаева, рассказывать о нем, показывать интерьер, где всё пропитано духом нашего великого деятеля. Как-то мои коллеги-мужчины рассказывали: направляясь мимо вагона к печи, чтобы проверить, все ли в порядке, не раз ощущали присутствие Динмухамеда-ага, словно он проходил здесь. Пугались… Я ни разу ничего подобного не почувствовала, – улыбается Жанна.

Рыбный маркетинг

Прибываем на станцию Акши ранним утром 29 февраля и сразу отправляемся к Алаколю. Команда единомышленников во главе с Романом Ботабековым изучает поверхность льда и опытным глазом определяет лучшее место для будущего лова. Поприветствовав озеро (это обязательная традиция рыбаков), мы разбиваемся по группам: одни буром сверлят лунки, другие готовят корм – мальков, опарышей. Заготовлен для алакольских обитателей и деликатес – червь калифорнийский.

– Я с детства увлекаюсь рыбалкой, папа еще возил. Некоторые на футбол, хоккей идут, два часа посидят на игре – и мозг чистый. А мне снять стресс городской жизни помогает именно рыбалка: когда сидишь с удочкой – обнуляешься. И мысли философские посещают, бывает.

А рыбу поймать не каждый может. Это занятие похоже на бизнес: сначала ты выбираешь территорию – надо найти “правильное” место, потом стараешься понять повадки рыбы, начинаешь ее прикорм, бросаешь приманку – и ловишь! Такой вот рыболовный маркетинг, – рассказал нам секреты успешного лова КАНАТ.

Когда душа ликует

Оставляя Каната и его друзей с пожеланиями удачного клева, перемещаемся к лунке Мурата Ауэзова и его коллег.

– Вслушайтесь, как красиво на казахском звучат названия рыб: буга – окунь, шортан – щука, табан балык – лещ, тиын балык – сазан, чешуя которого сверкает, как монета, – говорит рыбак-филолог Ауэзов. – Когда собираюсь на рыбалку, душа моя ликует.

Одно время это было необходимостью: во времена диссидентства город утомлял, преследовал тебя, а уход на природу позволял обрести успокоение. Когда душа ищет красоту, гармонию, тишину, рыбалка – первый и самый надежный друг.

Мурату Мухтаровичу довелось порыбачить по всему миру, но лучше родных озер он мест не знает. На Алаколе Мурат-ага уже пятый или шестой раз, обычно рыбачит летом с лодки. На днях вернулся с озера Кольсай, где ловил форель. Мурат Ауэзов – о национальной истории, казахском языке и государственной беспечности…

– Вот в чем отличие рыбалки от охоты? Ты рыбе даешь шанс, она выбирает – приблизиться к твоей удочке или нет, а на охоте такого выбора у дичи нет – она на мушке твоего ружья. А рыба может прикоснуться с одной стороны, присмотреться, с другой – ты ухаживаешь за ней. Правда, сегодня рыба капризная – сколько ни ухаживаем, всё не поддается, – смеется Мурат-ага. – На Алаколе сейчас и окунь, и судак идет. А в мае и сазан пойдет. Папа наш был охотником, стрелком хорошим, и братишка Ернар – тоже, но не таким страстным, потому что любил природу, был орнитологом, много времени проводил на Алаколе. Это романтичная профессия, настоящих профессионалов в этой области не так много, это планетарные люди: они окольцовывают птиц здесь, в Казахстане, а потом эти небесные создания оказываются где-нибудь в Африке. И вот это ощущение единства мира свойственно орнитологам.

13 килограммов счастья

Именно здесь, на одном из трех островов Алаколя, Среднем (есть еще Большой и Малый), Ернар Ауэзов открыл совершенно тогда неизученный вид чайки – реликтовый. А потом и рассказ о ней написал, проявив писательский талант, передавшийся от отца. И встреча с Алаколем для меня словно встреча с братом, – делится с нами Мурат Ауэзов и говорит, что хотел бы инициировать присвоение имени Ернара Ауэзова упомянутому Среднему острову.

– Старшее поколение помнит моего брата, он как ученый и человек оставил о себе добрую память. В местном музее есть уголок, посвященный ему. И если остров будет носить имя Ернара, это будет данью его светлой памяти, – говорит Мурат Ауэзов и продолжает про рыбалку: – Самые мудрые решения приходят во сне и… во время рыбалки: среди камышей сидишь, ночуешь на берегу, небо звёздное над тобой, о котором Кант еще говорил, и в головушку твою приходят светлые мысли. И именно звездное небо не раз выручало нас, помогая найти дорогу.

Мурат-ага приобщил к рыбалке и коллегу-публициста Калдыгуль ЖАНЫБАЕВУ.

– Раньше я думала: в чем радость от того, чтобы сидеть на морозе, томиться в ожидании рыбы? А когда поймала первого своего судака, испытала непередаваемые эмоции.

Это такой азарт, такое переживание обоюдное, когда с тобой рядом человек сидит и вы делите радость, и понимаете, что не зря столько километров прошли ради одной эмоции!

И да, подтверждаю слова Мурата Мухтаровича – такая среда вдохновляет. Вот вы пока с ним беседовали, у меня замечательная идея родилась по одному проекту! – сообщила нам Калдыгуль.

Вместе с идеями в тот незабываемый последний день зимы к нам пришли главные герои озера – знаменитые алакольские окуни и судак. Тринадцать килограммов на всю нашу честную компанию. Спустя пару часов мы ощутили себя любителями, которые поймали рыбу, пожарили и съели. Но в следующий раз, уважаемый Роман Бейдалиевич, обещаем быть спортсменами, как и вы: поймаем рыбу, поцелуем и отпустим в синие воды!

НУР-СУЛТАН–АЛМАТЫ–АЛАКОЛЬ