Как контроль за состоянием транспорта в Казахстане превратился в кормушку - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как контроль за состоянием транспорта в Казахстане превратился в кормушку

Как контроль за состоянием транспорта в Казахстане превратился в кормушку

“Массовая авария произошла в Алматы из-за самосвала с отказавшими тормозами”, “Неисправный грузовик протаранил три авто”, “ДТП в Алматы. У автобуса отказали тормоза”.

  • 23 Февраля 2022
  • 1169
Фото - Caravan.kz

Это лишь несколько заголовков из сводок о происшествиях, которые случались за последние годы. Объединяет их одно: трагедии произошли из-за технических проблем транспорта, при этом все машины должны были проходить обязательный техосмотр.

Как жизненно важный контроль за состоянием транспорта превратился в кормушку и стал угрозой для общества? Общественники вышли с обращением срочно навести порядок в одной из самых коррумпированных сфер и сделать техосмотр прозрачным и эффективным.

Как министры техосмотр делили

Около 10 лет назад технический осмотр автотранспорта в Казахстане был передан из системы МВД РК в комитет транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития.

Тогда громко объявили, что сделано это было для борьбы с коррупцией и монополизмом. Но сегодня это звучит насмешкой над обстоятельствами. Водители знают, что процедура превратилась в формальность.

Получить осмотр порой можно вообще без самого осмотра, заплатив определенную сумму. Много лет это было подобием негласного “отката”, который исправно делал каждый водитель.

При этом все понимали, что смысла в таком осмотре нет, это зарабатывание денег для определенных лиц. Зато чиновники МИИР, получившие функции контроля и надзора, бдели за тем, чтобы нормативные правила на бумажке были в порядке. То, что в жизни эти правила не соблюдались и превратились в пустой звук для многих, похоже, никого не тревожило. Периодически возникало, простите, подобие фикций и имитации бурной деятельности. Но страсть к наведению порядка в этой сфере была хоть и эмоциональной, но безрезультатной. Покончить с беспределом не удалось за 10 лет.

Впрочем, удовольствие от таких отношений получали все: водитель быстро отстреливался и бежал по делам, а проверяющий складывал денежку в карман. Страдали лишь жертвы ДТП по причине тех неисправностей и экология городов, которые задыхались от выхлопов. Учитывая огромный автопарк в том же Алматы, техосмотр стал золотой жилой для тех, кто готов предоставлять услугу, прикрыв один глаз.

Эксперты из области транспорта на днях направили письмо на имя Президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, в нем сказано: “Можем констатировать, что под руководством и надзором комитета транспорта за 10 лет процедура, направленная на повышение безопасности на дорогах страны, превратилась в источник коррупции – куда более высокий, чем ранее”.

Пройти техосмотр через соцсети

– Сегодня любой автовладелец знает, что пройти техосмотр — это значит просто заплатить 1 500–3 000 тенге, при этом не посещая станцию техосмотра и не проходя необходимые процедуры. Дошло до того, что “пройти техосмотр” возможно через соцсети. Можно найти десятки таких объявлений – самое удивительное, что никто не скрывает этих фактов, всё это происходит на глазах, как будто так и должно быть, – говорит один из участников экспертной группы Алексей АЛЕКСЕЕВ. – Мы подняли вопрос, что так продолжаться не может. В группу вошли: президент ассоциации безопасности дорожного движения “Общая дорога” Арсен Шакуов, член-корреспондент Международной академии транспорта Андрей Тимофеев, представитель автобизнеса Серик Ажимуратов и многие другие. Существующая процедура проведения технического осмотра в стране полностью дискредитировала себя. Комитет транспорта за 10 лет не стал тем органом, который создал условия для развития этой сферы технических услуг, не смог создать условия для привлечения инвестиций в развитие этого бизнеса. Все эти факты усугубляются массовыми коррупционными нарушениями, которые периодически пресекает Антикоррупционная служба РК.

Но постоянно “хлопать” нарушителей – это битва с ветряными мельницами, если сама система провоцирует коррупционный подход.

По-честному невозможно?

– Скажите, как вообще возможно проверить 60 параметров за 30 минут и менее? И еще диагностическую карту оформить, еще и деньги заплатить? – говорит Алексей Алексеев. – Хватит создавать вид бурной деятельности чиновников на бумаге, пора взглянуть на реальную ситуацию. Сократить количество параметров, оставить несколько самых необходимых и те проверять только с помощью современного автоматизированного диагностического оборудования. Человеческий фактор должен быть полностью исключен. Ну и навести порядок с самими станциями ТО. Нормативные документы в сфере технического осмотра во многом противоречат друг другу, масса устаревшей технологической информации. Одним словом, царит полный хаос. Сегодня там зарплата сотрудников, которые осуществляют проверки, около 100 тысяч тенге, и это только по Алматы, а в областях и того меньше. То есть без “прибавки” за один закрытый глаз там работать будут едва ли. Необходимо разобраться с кадрами. Три миллиона машин старше десяти лет: каким автопарком владеют казахстанцы

– Функцию аккредитации центров технического осмотра и допуска их к работе необходимо передать в систему комитета технического регулирования и метрологии министерства торговли и интеграции РК. Им же поручить разработку новых условий для функционирования технического осмотра, – говорит Алексей Алексеев.

Отменить нельзя оставить

Депутат мажилиса Айкын Конуров озвучил такие цифры: в Казахстане насчитывается около 2,7 миллиона транспортных средств, прохождение техосмотра для которых является обязательной процедурой. Валовая выручка станций осмотра в целом по стране может составлять от 7 до 13 миллиардов тенге.

Ссылаясь на такие масштабы коррупции, мажилисмен предложил вообще отказаться от техосмотра. Нет осмотра – нет проблем. Но так ли это?

– Мера отчаянная, – считают эксперты. – Отказаться от техосмотра не позволяют международные обязательства, принятые Казахстаном. Да и полагаться на личную ответственность некоторых граждан, к сожалению, не приходится.

Осмотр должен быть гарантией, что на дорогах передвигаются технически исправные авто, – это защита общества.

Гарантией, а не фикцией. К сожалению, найти статистику, сколько ДТП происходит по причине технической неисправности транспорта, нам не удалось. Но жутких новостей о жертвах транспорта, у которого отказали тормоза, предостаточно. Еще сложнее – с данными последствий от дымящих авто, жертвы этой пассивной угрозы растворяются в цифрах медицинских сводок по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям и так далее. Число подержанных авто, которые требуют ухода, с каждым годом растет. Высокие цены на машины откинули обновление автопарка на несколько лет назад. Ситуация усугубляется снижением доходов населения. На 1 января 2022 года численность автотранспорта старше 20 лет составила более 50 процентов автопарка страны.

– Модернизация технического осмотра, по нашему мнению, не должна стать простой заменой одного ведомства на представителей другого ведомства. Нужна полная перезагрузка системы, направленная на ее первоначальную цель: обеспечение технической и экологической безопасности автотранспорта в интересах миллионов граждан страны, – говорят эксперты.

Алматы