Как Ерлан Арын может повторить путь Максата Усенова - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как Ерлан Арын может повторить путь Максата Усенова

Как Ерлан Арын может повторить путь Максата Усенова

Повторить славный путь Максата Усенова может экс-аким Павлодарской области Ерлан Арын. Подобно молодому мажору, убеленный сединами и уличенный в коррупции ученый может спровоцировать редактуру целого пласта законов.

  • 16 Марта 2018
  • 17230
Фото - Caravan.kz

Казахстан – страна хоть и большая, но слабо заселенная. Может, именно поэтому время от времени высокие окологосударственные посты занимают граждане, некогда со скандалом уволенные с постов государственных?

Так, все уже давно смирились с тем, что председателем правления Нацпалаты предпринимателей Казахстана практически с момента ее основания трудится осужденный в 2002 году за организацию хищения госимущества экс-министр транспорта и коммуникаций Аблай МЫРЗАХМЕТОВ, а Республиканским центром трансплантологии вот уже пять лет руководит когда-то осужденный за коррупцию экс-министр здравоохранения Жаксылык ДОСКАЛИЕВ.

Но новость о том, что бывший аким Павлодарской области Ерлан АРЫН стал директором института “Рухани жаңғыру” при ЕНУ имени Гумилева вызвала общественный протест.

– Вся стратегия “Рухани жаңғыру” – это по сути и есть борьба с коррупцией. Мы считаем, что коррупционеры не имеют права бороться с коррупцией и не имеют морального права учить нас чему-либо. Поэтому, конечно, назначение на такой пост человека, чья вина в коррупции доказана судом, неприемлемо, – объясняет народное возмущение председатель РОО “Первый антикоррупционный медиа-центр” Толеген БАЙГУЛОВ.

Он, как общественник, уже разослал письма с требованием разобраться в ситуации заинтересованным госорганам и при этом подчеркнул, что никаких антикоррупционных инициатив с подобными героями обсуждать не будет принципиально.

Не поняли целесообразность назначения на должность в национальный вуз взяточника и в Агентстве по делам госслужбы. Пять самых громких судебных процессов с участием казахстанских политиков и бизнесменов

– По Ерлану Арыну обращение к нам поступило, мы его рассматриваем на соответствие этическим нормам и самой политики, проводимой государством. И я думаю, что в ближайшее время обсудим этот вопрос с министерством образования и науки – на что они ссылались, назначая на такую должность данного человека, – проинформировал нас директор департамента по контролю в сфере госслужбы Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции РК Равиль ТЮЛЕБАЕВ.

Вместе с тем представитель профильного ведомства призывает не ставить крест на всех уличенных в мздоимстве чиновниках. Потому как все заслуживают если и не второго шанса, то объективности.

– То, что госслужащий однажды оступился и совершил коррупционное правонарушение, вовсе не говорит, что он потерял квалификацию по основной специальности. Так, например, однажды осужденный министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев не перестал быть хорошим врачом, и лишать его возможности работать по специальности было бы неправильно. Точно так же Ерлан Арын считается хорошим специалистом в области образования, имеет степень профессора. И, наверное, он имеет право реализовать свои образовательные проекты, – пытается найти логику в скандальном назначении Равиль Тюлебаев.

Вместе с тем чиновник признает, что благодаря многочисленным окологосударственным АО и ТОО в антикоррупционном законодательстве образовалась брешь. Закон запрещает взяточникам работать на государственной службе, в квазигоссекторе, занимать политические посты, но на конторы, живущие за счет тендеров и других ассигнований из бюджет это не распространяется. А зарплаты в этих АО и ТОО иногда побольше, чем на госслужбе, будут. И в чем тогда, спрашивается, смысл громких судебных процессов? Чего бояться мздоимцам? Как признает Равиль Тюлебаев, пока вся надежда на неравнодушную общественность.

– В текущем законодательстве для тех, кто был осужден за коррупционные правонарушения, предусмотрен только запрет на занятие должностей на госслужбе и в квазигосударственном секторе. Но если общество будет чаще поднимать этот вопрос, то законодатели, я думаю, расширят этот запрет на какие-то смежные отрасли частного сектора, – говорит он.

До сих пор общественность добивалась лишь того, что проштрафившегося чиновника снимали с новой должности. Но те, как ни смотри, по сравнению с Арыном – мелкие чиновники. Так что как знать: может, и впрямь в стране создан прецедент, который изменит законодательство?

Астана