Но прежде поясним, что означает аббревиатура ЕИС, вынесенная в заголовок.
Вот какое понятие дает статья 10-6 Закона “О жилищных отношениях”, находящегося сейчас для обсуждения в парламенте: “Единая информационная система жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ) – аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности уполномоченного органа, осуществляющего руководство и межотраслевую координацию в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства… местных исполнительных органов, субъектов естественных монополий, обслуживающих организации и частных лиц, инвесторов, собственников жилых и нежилых помещений, исполнительных органов объединений собственников имущества, простых товариществ, управляющих компаний, субъектов сервисной деятельности и межведомственного взаимодействия в целях предоставления услуг населению, связанных с эксплуатацией жилищного фонда и качественного функционирования жилищно-коммунального хозяйства”.
Запомним это определение и перейдем к пояснениям разработчиков. Для ограничения возможности хищения средств собственников ими предлагается внести ряд дополнений:
1. Ввести запрет на проведение органами управления ОСИ финансовых расчетов на сумму, превышающую 5 МРП, за наличные деньги.
Расчеты без ограничения позволяют недобросовестным председателям воровать их деньги. По сути, министерство не стало возражать: “В целях обеспечения максимальной прозрачности финансовых отношений всех субъектов отрасли ЖКХ законопроектом предусмотрено внедрение ЕИС ЖФ и ЖКХ. Планируется законодательно обязать органы управления кондоминиума в ЕИС ЖФ и ЖКХ заключать договора по содержанию дома, вводить отчетность по расходованию средств и накоплений. Текущие счета в банке, открытые на объект кондоминиума, будут интегрированы с ЕИС ЖФ и ЖКХ, и собственники будут иметь возможность следить за движением денег.
В системе технически можно предусмотреть возможность запрета на проведение органами управления ОСИ финансовых расчетов на определенную сумму, установив максимальную сумму, расчет по которой производится без обязательного предварительного согласования собственников.
Также в ЕИС ЖФ и ЖКХ рассматривается вопрос о временном (ежемесячном и годовом) лимите переводов в сторону определенного физического или юридического лица или аффилированных друг другу лиц, данные о юридических лицах и их аффилированности планируется получать посредством интеграции с БД ЮЛ (базы данных юридических лиц). В дальнейшем планируется создание единой базы данных услуг в сфере ЖКХ с указанием средней цены по региону и стране, с целью уменьшить количество фактов намеренного завышения цен. Как председатели КСК смогут продавливать свои любые решения в Казахстане
Неосвобожденный председатель ОСИ, не имеющий своего аппарата (бухгалтер, дворник и т. д.), заключает договора на обслуживание дома с теми, кого выберут члены ОСИ, и подписывает акты выполненных работ.
А сервисные организации будут на основании этих актов снимать деньги со счета ОСИ платежными требованиями”.
2. Размер сбора накоплений на капитальный ремонт необходимо уменьшить в два раза.
“Расчет размера платы на капитальный ремонт был рассчитан исходя из стоимости капитального ремонта одного многоквартирного жилого дома общей площадью 4 500 кв. м и сроком накопления 20 лет, соответственно данный размер платы применен для всех регионов Казахстана, без привязки к доходам населения конкретного региона. Вместе с тем предложение по пересмотру размера взносов на капитальный ремонт возможно дополнительно рассмотреть на заседаниях рабочей группы в мажилисе парламента РК”.
3. Внедрить в систему ЕИС ЖКХ автоматический принцип извещения жилищных инспекций о несвоевременности подачи отчета о расходовании средств ОСИ, аналогичный используемому для подачи налоговой отчетности.
Это, по их мнению, позволит жилищным инспекторам держать ситуацию на контроле и избежать среди них коррупции. В министерстве, по сути, с этим согласились: “В ЕИС ЖФ и ЖКХ планируется перевести всю работу органов управления МЖД (многоквартирный жилой дом. – Прим. ред.) с документами в электронный формат, чтобы ускорить процессы обмена информацией и сделать их более прозрачными. Одной из ключевых особенностей будет возможность формировать отчетность о деятельности субъектов и следить за их регулярной отправкой в автоматическом режиме. ЕИС ЖФ и ЖКХ будет заблаговременно оповещать о необходимости сдачи отчетов. При непредставлении отчетов об этом будут оповещены соответствующие органы. Предотвращение махинаций различного рода будет гарантироваться с помощью электронной подписи отчетов и хранения данных с использованием технологии блокчейн”.
4. Не принимать предлагаемые разработчиками поправки, касающиеся внедрения новых платежей для собственников в виде “целевых взносов” и “дополнительных услуг”.
Собственники считают, что таким образом будут узаконены поборы. Министерство придерживается следующей позиции: “Практика применения норм Закона РК “О жилищных отношениях” показала, что органы управления КСК применяют сбор дополнительных взносов на выполнение отдельных мероприятий по текущему ремонту дома путем целевого сбора денежных средств с собственников квартир, не предусмотренных годовой сметой, но необходимых (например, в случае аварии напорного насоса и т. п.). В этой связи в законопроекте предусмотрена норма по целевому взносу, которая не является обязательной, а может применяться в случае одобрения собственниками квартир на общем собрании, если проголосовало не менее двух третей участников объединения собственников имущества или простого товарищества. Предложения по “дополнительным услугам” исключены из проекта закона и в окончательном варианте отсутствуют”.
5. Прописать постатейно правила проведения общего собрания собственников: первое общее собрание, учредительное общее собрание, общее собрание собственников в явочном порядке, общее собрание собственников с использованием ЕИС ЖКХ, письменный опрос. Зачем нужно создание Единой информационной системы ЖКХ
По мнению собственников, в нынешнем варианте им не понятен порядок проведения этих собраний и использование для этих целей ЕИС ЖКХ, а отказ от проведения письменного опроса сделает невозможным принятие важных финансовых вопросов. Министерство дает такое пояснение: “Законопроектом предусмотрена разработка уполномоченным органом подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих процедурные вопросы проведения собрания, голосования, принятия решений и др. Практика проведения собраний и голосования посредством письменного опроса показала, что зачастую органами управления КСК фальсифицируются итоги голосования. Во избежание подобных случаев законопроектом предусмотрено внедрение электронного голосования посредством информационной системы ЕИС ЖФ и ЖКХ, а также очное голосование”.
Людмила ПОГОДИНА, АСТАНА