Как без света, воды и дорог до сих пор живут люди в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как без света, воды и дорог до сих пор живут люди в Казахстане

Как без света, воды и дорог до сих пор живут люди в Казахстане

Бедой для Жамбылской области стали забытые села.

  • 18 Марта 2019
  • 12855
Фото - Caravan.kz

Причем если одни населенные пункты находятся далеко от цивилизации, то другие порой расположены рядом с областным центром. Но у местных властей нет ни сил, ни возможностей решить проблемы их жителей.

Жизнь без благ

За годы независимости Казахстан проделал путь от молодой суверенной республики до успешного и влиятельного государства. Республика получила новую столицу, построенную в центре целины, появились красочные деревни в немецком стиле, зажиточными стали многие аулы. Были решены многие проблемы сотен населенных пунктов. Удалось буквально воскресить целые забытые города, решить проблемы обеспечения питьевой водой, природным газом, вопросы инфраструктуры в разных регионах страны.

Только вот в Жамбылской области не всё так гладко. Тысячи граждан продолжают жить словно в каменном веке. До отчаяния доведены жители села Ногайбай Кордайского района. По их словам, цивилизация в их село пришла лишь отчасти.

– У нас неспокойно очень, – говорит сельчанка Айнура СЕЙДАХМЕТОВА. – В селе есть матери-одиночки и малоимущие, много пожилых людей, тех, которые больны онкологическими заболеваниями. Я сама мать-одиночка, получаю пособие по утере кормильца. Было бы легче, если б наладили все коммунальные услуги. Но у нас с этим большие проблемы. Во-первых, в ауле плохо с питьевой водой. Ее если и дают, то всего на два часа. Жителям приходится набирать фляги. Проблема в том, что набранная вода воняет водорослями. Мы нашли выход – многие установили себе сами электронасосы. Но тут другая беда – часто отключают электричество. Если нет света в ауле, то нет и воды.

– Сегодня одна тонна угля стоит 25 тысяч тенге. А что делать? Наши дома и учреждения топятся только углем. Каждый родитель в селе работает и оставляет своих несовершеннолетних детей дома, под присмотром других детей-подростков. Но ведь это опасно. Ко всему прочему, часто нет и связи, – говорит Айнура.

Что касается воды, действующий в селе водопровод построен в 1968 году. Водопроводные сети пришли в упадок. Так, из 12 километров водопроводных труб шесть километров в нерабочем состоянии. Требует капитального ремонта или реконструкции вся сеть. На 2020 год планируется разработка проектно-сметной документации (ПСД) “Реконструкция водопроводной сети в селе Ногайбай”. Казахстан вошел в список стран с опасной водопроводной водой

Похожее положение дел с водой в поселках Аксуек, Мирный Мойынкумского района, а также в других селах области. В некоторых из них привозная вода, но ее нужно покупать. Жители растапливают снег, собирают дождевую воду – ее можно использовать для стирки или в технических целях.

Ни разу не асфальтировали

О дорогах в отдаленных районах и говорить не приходится. Пока в Таразе их чуть ли не каждый год ремонтируют. А на окраинах асфальта нет. Например, за годы независимости страны так и не проложили асфальт по улице Акбота областного центра. На запрос корреспондента газеты о необходимости асфальтирования дороги заместитель акима города Бейсенбек ЖАНБОСЫНОВ ответил, что в настоящее время в городе стартует программа, по которой будут взяты на учет неасфальтированные либо пришедшие в негодность дороги. Однако жителям улицы придется ждать своей очереди до пяти лет(!), поскольку в первую очередь в городе ремонтируются те дороги, по которым проезжает общественный транспорт. По дорогам разочарований и ожиданий проехали журналисты “КАРАВАНА”

Но на это жители улицы парируют: по соседним улицам маршрутные автобусы не ходят и никогда не ходили. Однако дороги там уже заасфальтировали за счет городской казны. Может, потому, что там живут большие чиновники и бизнесмены?

А в пригороде Тараза находится аналогичная дорога, которая соединяет между собой два села Жамбылского района – Жалпак-Тобе и Пригородное. Эта дорога никогда не асфальтировалась, и несколько километров езды по ней превращаются для водителей в настоящее испытание. В дождь или оттепель дорога превращается в месиво, ходить и ездить по которому невозможно. Но поскольку в этих селах у людей живут родственники, им приходится передвигаться по бездорожью, утопая в грязи. Ни местные акимы, ни местные депутаты за прошедшие годы так и не подняли этот вопрос перед вышестоящими властями, хотя жители двух сел давно просят их об этом.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ