Да, Кай Метов действительно наш земляк, этот факт он подтвердил нам с теплотой и гордостью в голосе. Он родился 19 сентября 1964 года в шахтерской столице, и при рождении ему дали имя — Кайрат. О том же, какими путями уроженец Караганды попал на большую сцену, а также о том, чем занимается сейчас, и о многом другом он рассказал «Каравану» в эксклюзивном интервью.
О казахских корнях…
— Кай, а как получилось, что вы родились в Караганде?
— Моего папу направили туда по распределению после окончания университета, и наша семья какое-то время прожила в этом городе, а потом мы переехали в Алма-Ату. Мой папа – казах, а мама родом из Подмосковья. Когда я в последний раз был в Караганде, мне даже показали место, где был роддом, в котором я родился. Его там уже нет, там поле, на котором гуляет ветер, и находятся остатки былых конструкций. Но знающие люди мне показали, где было родильное отделение, в котором я появился на свет, – с точностью до метра.
— А когда это было? И каким вы увидели город, в котором появились на свет?
— Это было лет пять назад. Я понимаю, что вам бы хотелось услышать от меня что-то о Караганде, но мне бы все же хотелось поделиться впечатлениями об Алматы. Потому что мое впечатление о Казахстане складывается именно по этому городу. Поскольку мое детство проходило попеременно между Подмосковьем и Алматой, то душа впитывала одновременно и русский, и казахский менталитет. Как-то все перемешивалось в некую концептуальную историю, которая и сейчас помогает мне одновременно удерживать внутри восточное и славянское мировоззрения. Мне кажется, это помогает в жизни.
— Что вы знаете о своих казахских корнях?
— Знаете, мне составили мое генеалогическое дерево, и там много всего, но одно я хорошо запомнил. Мне сказали, что у меня в роду были аргыны.
— Какую роль в Вашем становлении как творческой личности сыграл «казахстанский период» жизни?
— Вообще я благодарен судьбе за то, что по вопросам культуры сумел впитать и «восточности», и «европейскости». Это хорошо отразилось на моей судьбе. Но в первую очередь казахстанский период наложил отпечаток в плане мировоззрения. Кругозор шире, мировосприятие чувственнее, толерантность больше, и все благодаря моему детству. Я убежден, что человек человеку все-таки друг, вне зависимости от национальности, вероисповедания, языка. Если струны ваших душ вибрируют в унисон, то вместе вы звучите красивым аккордом. Вот это самое главное, что я вынес из своего казахстанского детства. А то, что творится в последнее время, когда специально разжигаются какие-то конфликты между братскими народами, специально сталкиваются лбами люди, которые на протяжении десятилетий счастливо жили вместе, это вызывает у меня не только удивление, но шоковое состояние. Потому что сами люди до такого состояния дожить не могут, это большие деньги надо вкладывать, чтобы вот так аккуратно, незаметно для людей, их сталкивать.
О взглядах…
— В многонациональном Казахстане этого явления нет, вы заметили?
— У вас замечательный президент. Пока он есть, все будет хорошо. По той простой причине, что в нем силен дух братства народов. И это сказывается на самом деле, потому что люди всегда хотят жить в мире. Поверьте, на уровне простых людей никто никогда не будет доказывать друг другу, кто круче. Мы выбираем себе в окружение тех людей, которые близки нам по духу. С ними мы живем, строим отношения. И когда по телевизору говорят, что, оказывается, мы неправильно строили, а какой-нибудь политог рассказывает, как оно должно быть на самом деле, это – чушь собачья. Человек должен верить самому себе, и тем чувствам, тем ощущениям, которые живут в нем.
— Считаете ли вы, что артисты должны быть патриотами своей страны?
— Знаете, я считаю, это слово «заездили» в последнее время. Сейчас складывается такое ощущение, что патриотизм стал некой сферой услуг, за которую платят деньги. И это настолько меня раздражает! Истинный патриот – не тот, кто делает что-то напоказ, перед телекамерами, а тот, который в каждом своем шаге, мысли, действии уважает свою страну, своих родителей, тех людей, которые ему доверяют. Если он несет ответственность перед собой и окружающими.
— Появившись на эстраде, вы сразу привлекли внимание своей неординарностью – и не только необычным тембром голоса, но также сдержанной манерой поведения, неким ореолом загадочности. Это была часть имиджа или таков в жизни настоящий Кай Метов?
— Мне повезло в жизни, потому что не пришлось выдумывать какой-то имидж, с помощью которого я мог бы достучаться до сердец своих слушателей. Их вполне устраиваю я – такой, какой есть на самом деле. Без всяких супер-оберток, в которые может быть завернуто собственное «я». И это очень важно, потому что современные маркетинговые реалии заставляют даже замечательных людей иногда прятаться за какие-то чуждые им имиджи. Зачастую для того чтобы завоевать какую-то аудиторию, человек не то чтобы перевоплощается, а ломает свое внутреннее «я». Но я не считаю это правильным. Не надо никому доказывать таким путем, что ты чего-то добьешься в жизни. Нужно верить в себя и делать то, которые тебе подсказывает твое сердце. И тогда рано или поздно ты найдешь единомышленников, и их круг будет увеличиваться, а армия поклонников – расти. И это будет честный и правильный путь. А успеть везде нельзя. Другое дело, что иногда эпоха и твое видение эпохи могут сойтись в одной точке, и тогда это будет такой «взрыв», который надолго оставит творческого человека в сердцах его поклонников.
— Ваш рост происходил именно так?
— А как же! Вообще у меня всегда была постоянная потребность развиваться, причем не по верхушкам. Это всегда был глубокий самоанализ, взаимопроникновение всех жанров, всех моментов жизни. А держится все это на любви. Любовь – это чистая энергия внутри тебя, и конструкция, держащаяся на ней, не разрушается. Это движущая сила не только в моей жизни, это самая главная энергия, которая дается человеку с рождения и с помощью которой он развивается и живет. А потом, когда в человеке начинает развиваться эгоизм и довлеть над любовью, и человек перестает слушать свою душу, сердце, а только раскидывает мозгами, где лучше и выгоднее, это приводит к тому, что человек отрывает себя от любви, от Вселенной и становится таким солдатом, который борется за свое «эго». И это обычно плохо кончается.
О музыке…
— Есть ли в Вашем репертуаре песни, которые, по-вашему, несут в себе отпечаток вашего восточного происхождения?
— Я думаю, да. Потому что чувство иронии и самоиронии для меня — это показатель духовного роста человека. И свои первые ростки эти качества во мне дали именно на казахской земле.
— Как бы вы оценили уровень современной казахстанской эстрады и насколько ее уровень, по-вашему, вырос за эти годы?
— Каждый раз, когда приезжаю в Алматы и смотрю местные музыкальные каналы, поражаюсь, насколько хорошие голоса у современных казахстанских исполнителей, качественные клипы, потрясающая музыка. Мне все нравится! Что касается сравнений, как было и как стало, то я бы не стал их делать. Дело ведь в том, какие были возможности для творческого самовыражения тогда и какие сейчас. Мне кажется, современные средства выражения благодаря компьютеризации, тому, что стали доступнее все музыкальные инструменты, средства музыкальной записи. Все это сделало возможным технический рывок вперед и, безусловно, это касается эстрады в целом в странах СНГ. Но, поскольку я родом из Советского Союза, скажу так: у нас всегда была такая идеологическая база, которая не давала упасть ниже определенной культурной планки. Я считаю, что в музыке нужно делать те вещи, которые отвечают некоему внутреннему камертону. А в Казахстане этот камертон – на высоком уровне.
— А есть ли молодые казахстанские исполнители, которых вы считаете перспективными настолько, что могли бы взять их под свое продюсерское крыло?
— Я думаю, что «брать под крыло» — не лучший вариант для развития артиста. Я считаю, что этот процесс должен быть поступательным. Человек должен подниматься на тех корнях, на которых он родился, а искусственного здесь быть не должно. Каждый человек должен быть признан сначала в своей семье¸ потом – в своем подъезде, доме, ауле, городе, в стране, а потом уже – во всем мире. Когда человек достигает того уровня, когда ему надо помочь, а продюсерство именно это и подразумевает, — дело другое. А когда берут неизвестного человека, раскручивают его в каком-то проекте и человек становится известным в рамках всей страны, а потом проект заканчивается, приходят другие герои и он с надломленной психикой остается с собой один на один, — это плохо. Любой артист проходит через испытание звездной болезнью, и поступательность в росте – это как прививка от нее.
О творчестве…
— Программа «Акулы пера» признала Вас в свое время самым многотиражным артистом России. В 90-х Вы не сходили с «голубого экрана». А в 2000-х вдруг расширили сферу своей деятельности настолько, что получили высшее юридическое образование, окончили ГИТИС и занялись бизнесом. С чем был связан этот «ветер перемен» в Вашей жизни?
— А я бы не сказал, что это ветер перемен. Это как раз поступательное движение развития личности. Творческому человеку всегда хочется иметь в своих руках как можно больше средств самовыражения. Мой принцип: надо всегда учиться, расширять горизонты, больше общаться с этим миром, с людьми, чтобы вокруг кипели какие-то процессы, выливаясь в творчество. Если уровень моего «я» дошел до какой-то ступени, на которой мне становится тесновато и хочется попробовать что-то еще, это всегда очень и очень хорошо.
— Как сегодня в большей степени позиционирует себя Кай Метов – как исполнитель, композитор, актер, продюсер или как бизнесмен?
— Каждый раз, когда я выхожу на сцену, и меня спрашивают, как меня представить, я говорю: «Объявите просто — Кай Метов». И пусть каждый для себя решит, в каком амплуа он меня видит.
— Можете рассказать о самых удачных ваших сегодняшних проектах?
— Последний проект — это новый музыкальный CD под названием «Особенности национальной маршрутки». На нем – музыка к новому одноименному фильму, который уже вышел на Украине и скоро состоится его премьера в России. Еще вам, наверное,, будет интересно узнать, что буквально сегодня, 8 апреля 2014 года, из типографии забирается очередной номер журнала «Эксклюзив», который я издаю со своей коллегой в этой области и соучредителем Леной ФИЛИПОВОЙ. В этом журнале нет никаких информационных войн, навязанных мнений, в нем есть только размышления тех людей, которым, на мой взгляд, есть чем поделиться с аудиторией. И интересные факты. Не буду говорить высоких слов об этом журнале, но то, что он не пустой, несет положительные эмоции читателям, — это совершенно точно. Пока он распространяется в России, небольшой тираж расходится во Франции, и я был бы только «за», если бы он распространялся еще и в Казахстане.
О принципах…
— Выводя формулу успеха, в какой последовательности (в порядке убывания) Вы поставили бы следующие качества: талант, трудолюбие, везение, целеустремленность?
— Я бы их не ставил, для человека они все — на одном уровне важности. В зависимости от того, какой период жизни ты проживаешь, любое из перечисленных качеств попеременно играет главенствующую роль. Допустим, в детстве больше играет роль талант, для взрослых важнее целеустремленность, а трудолюбие необходимо всегда. Это как раз тот случай, когда надо все их разумно в себе сочетать.
— Поделитесь, пожалуйста, своим отношением к тем популярным сегодня шоу, в которых артисты выступают в непривычных для себя амплуа?
— Буквально вчера мне звонили с цифрового московского канала и говорят: «А вот у нас будет передача, там все очень необычно – нужно петь и в это же время заколачивать гвозди и еще что-то делать». Я прекрасно понимаю, что это смешно, развлекательно, но та планка, о которой я говорил выше, не позволяет мне участвовать в подобных шоу. Я готов шутить в узком кругу, готов делать любые глупости, быть мальчишкой и озорничать. Но если я выхожу на широкую аудиторию, тем более, если в этой аудитории есть люди, на которых я влияю, которым прививаю какие-то культурные ценности, то, как мне кажется, забивая гвозди или обливая себя соусом, вряд ли смогу донести то, что хочу сказать.
— То есть, лучше заниматься чем-то одним и профессионально?
— Понимаете, можно шутить, озорничать, но все должно быть в разумных пределах. Когда публика видит: этот огромнейший пласт – это ты, а вот здесь ты пошутил, — это одно. А когда непонятно, чем ты занимаешься в жизни, то ли принимаешь участие во всяких шоу – поверхностно, в разных амплуа, — это совсем другое. Я могу назвать много имен известных людей, которых все знают, но непонятно, почему они стали известными и что великого они совершили? Так что, пусть тебя будет знать малое количество людей, но ты на них повлияешь таким образом, что сделаешь их жизнь лучше, мировоззрение – шире, а их культурный уровень – выше. Здесь нужно быть очень осторожным в выборе того формата, в котором ты будешь доносить свое искусство до широкой аудитории.
Пожелание читателям «Каравана»
— Что бы вы могли пожелать нашим читателям?
— Когда я прилетаю в Алматы и вижу горы, сразу окунаюсь в детство, свежий воздух, помощь талантливым детям и желание всех людей помогать друг другу. Поэтому хочется призвать всех казахстанцев не забывать об этом, не отгораживаться друг от друга металлическими заборами, а общаться друг с другом. Чаще встречаться и дарить друг другу радость живого общения.
Караганда