Девушка об этом написала пост на своей страничке в “Фейсбуке”, который собрал множество откликов со словами поддержки. Среди них были и от людей с инвалидностью: один комментатор рассказал о своем опыте записаться в тренажерный зал, где ему тоже было отказано, другой предложил таким организациям сразу делать вывеску “Инвалидов не обслуживаем”, что, по его мнению, было хотя бы честно.
Касиет Омарова имеет инвалидность первой группы по зрению, что не стало препятствием для ее работы в министерстве по инвестициям и развитию, где она трудилась в течение полутора лет. Сегодня она занимается продвижением доступной среды для людей с особыми потребностями в сферах туризма и культуры, рисует картины, осуществляет международные проекты. Йогой занимается больше десяти лет.
– В субботу утром, предварительно позвонив в центр, я пошла купить абонемент, – рассказывает Касиет. – Но когда я туда пришла, директор, узнав, что у меня инвалидность, начал отказывать – ни на какие мои предложения поговорить с инструкторами, ни на то, что инструктор, к которому я пришла, меня знает, он не хотел реагировать. Больше всего в этой истории меня возмутило, что он отказывал конкретно по причине инвалидности и что из-за нее я могу навредить себе и окружающим. Это меня сильно оскорбило, поэтому я написала в “Фейсбук”. Извинения последовали очень странные и размытые. Они объяснили свой отказ заботой о моем здоровье. Но на самом деле отказ был из-за инвалидности. О моем здоровье они ничего не знали и знать не хотели. Даже не попросили никакой справки от врача, подтверждающей, можно мне заниматься йогой или нет. Они до сих пор не осознали, в чем их вина, считают, что поступили правильно. Когда я проанализировала комментарии к своему посту, больше всего меня удивило непонимание людьми факта дискриминации. Юристы мне посоветовали писать заявление в МВД через “электронное правительство”.
Наше издание обратилось к юристам и правозащитникам за комментариями.
– Мы уже проводили такой гражданский процесс, когда инвалида не пустили в казино, – говорит Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. – Поэтому это совершенно незаконно. Они должны либо абсолютно точно доказать, что ее физический недостаток не позволяет ей чем-то заниматься, либо пытаться обеспечивать разумные приспособления. По большому счету, должно быть медицинское заключение либо у нее, что ей это не противопоказано, либо у центра – что по таким-то показаниям вы заниматься не можете. Если никаких противопоказаний по занятию йоги нет – тогда, конечно, это дискриминация.
К сожалению, в Казахстане отсутствуют антидискриминационные институты и процедуры, поэтому Евгений Жовтис предлагает девушке обратиться в прокуратуру.
Артык СЕЙТКАЛИЕВА, президент общества защиты прав потребителей “Адал”, согласна, что на неправомерные действия следует обращаться в прокуратуру. А также в государственные контролирующие органы.
– Мне кажется, можно еще обратиться в акимат города Алматы, там есть отдел по работе с инвалидами, отдел внутренней политики, написать туда в виде жалобы, – говорит свое мнение Сейткалиева. – Если отказали, потребитель сейчас имеет право в соответствии с изменением и дополнением в закон вести фото- и видеосъемку. Она может написать жалобу в клуб, чтобы они обосновали свой отказ. Мотивация же должна быть, что у них, например, тесное помещение или скользкий пол, и она может удариться. В любом случае этот отказ не обоснован. Потребитель сам пришел, если ему что-то не понравилось, он может отказаться. Сейчас такие факты редки, люди же понимают, что это является нарушением. Она могла бы заплатить за какие-то дополнительные опции, может, за индивидуальный подход, в любом случае они должны были все ей предложить. согласилась бы или нет – это другой вопрос.
В данном случае права Касиет Омаровой нарушены как минимум трижды: как потребителя (Закон РК “О защите прав потребителей” статья 12 – “Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги)”, как человека с инвалидностью (Закон о “Социальной защите инвалидов в РК”, статья 5, пункт 5 “Запрещение дискриминации по признаку инвалидности”), как гражданки Казахстана (Уголовный кодекс РК, статья 145, пункт 1 “Нарушение равноправия человека и гражданина”).
Стоит напомнить, что Казахстан в 2015 году ратифицировал международную Конвенцию о правах инвалидов, благодаря чему была усилена защита прав и свобод людей с инвалидностью на территории страны.
Сейчас общество становится все более инклюзивным, продвигаются права маломобильных групп населения, устанавливаются пандусы, парковки, туалеты, есть сдвиг в общественном сознании, что граждане с инвалидностью – часть нации. И у них такие же, как и у всех, права и обязанности, желания и потребности, в том числе в занятиях спортом. И никто не вправе лишать их этого.
Алматы