Не тойский певец
Жан Маликов в шоу-бизнесе с 2006 года, ранее выступал в группах “Евразия” и “Stars KZ”, сейчас развивает свою сольную карьеру, помимо пения также сочиняет музыку.
– Как началась пандемия, кругом говорят, что у многих творчество встало. Не знаю, ко мне это не относится. Я сидел на своей студии и работал, работал. За этот период записал сольный альбом, причем сразу 2, – делится певец. – Первый называется “Меланхолик”, второй – “Қате”. Я люблю творить, создавать авторскую музыку – не тойскую, настоящую. У нас многие как думают? Запишу тойскую халтуру и буду на этом зарабатывать, я же стремлюсь оставить свой след в музыкальной индустрии, как наши выдающиеся люди – композитор Шамши Калдаяков, последним таким музыкантом, по-моему, был Батырхан Шукенов. Я мечтаю о том, чтобы спустя годы обо мне помнили.
Про него можно сказать: “self made man”, из приезжего Жан стал своим человеком в городе-миллионнике, а также выстроил успешную музыкальную карьеру без связей.
– Я родом из солнечного Тараза, родился и вырос там. Отца я не видел с детства, мама ушла из жизни, когда мне было всего 9 лет. И я остался на улице. Родственники не обращали на меня внимания, в приют я не хотел идти, вырос один – то у одного друга жил, то у другого. Меня воспитали деревья, тротуары, улицы. Я не хотел жаловаться, сам начал трудиться, учиться, увлекся музыкой. Пою с детства. Музыкой я живу, дышу, просыпаюсь с мыслями о ней.
В один день я встал и принял решение – уехать в Алматы. Всё оставил, взял маленькую сумку, сменную одежду и сел в автобус до южной столицы. От которой, конечно, был в восторге, как будто попал в Вашингтон или Лас-Вегас, например. Помню, я долго смотрел по сторонам на озере Сайран (там находится автовокзал. – Прим. авт.), любовался им, раньше не видел такого большого города. Улыбка была до ушей. Первое время пришлось ночевать на улице, потому что я здесь никого не знал. Искал работу, когда устроился, снял квартиру и начал работать. Жан Маликов, кстати, это мой никнейм (псевдоним), мое собственное имя – Жангали, если коротко, то Жан. Маликов – в честь покойной мамы, ее звали Малика…
Под защитой
Со слов Жангали, первое время ему пришлось пройти кабачную школу музыки, то есть, как и многие артисты, он пел в ресторанах, кафешках. Сегодня певец исполняет собственные песни, а также сотрудничает с разными композиторами: Абылаем Белтаем, Еркеханом Абдолдаевым и многими другими.
– Сейчас, мне кажется, молодежи подняться легко, просто и доступно. В XXI веке, веке социальных сетей, можно добиться всего, что угодно. Самое главное – верить в себя, относиться к этому серьезно и не опускать рук.
Несмотря на свою молодость, Жангали сразу озаботился вопросом защиты своих авторских прав.
– Я хотел себя защитить – и как автор, и как исполнитель. Мой друг рекомендовал обратиться в “Аманат”. Я позвонил и на следующий день прошел регистрацию всех своих песен. В “Аманате” состою с 2010 года. Конечно, разница очень большая между тем, состоишь или не состоишь в авторском обществе. Есть риск, что твои выпущенные песни может кто-то другой исполнить и присвоить их. И доказать я не смогу, что это мое творение, потому что у него уже будут документы. Спасибо, что существуют такие люди, которые защищают наши авторские права. Мы с “Аманатом” сотрудничаем очень давно, и меня всё устраивает. Получаю вознаграждения каждый квартал. С этой организацией я могу быть твердо уверен, что все выпущенные мною треки – в надежных руках.
– Были ли случаи нелегального использования ваших треков?
– Нет. Почему? Потому что каждый свой выпущенный трек я сразу монетизирую. Мои песни звучат только на платных музыкальных платформах: Google Play, iTunes, Spotify, Apple Music, "Яндекс.Музыка". Еще не было таких случаев, чтобы нелегально кто-то крутил мои песни. Выпускаю треки через свои контент-площадки. У меня есть собственная платформа на YouTube – “LB Music Records”. Я – не строитель, кирпичи класть не могу, я – композитор, аранжировщик, музыкант, и горжусь этим. Это моя любимая работа, и я занимаюсь ею с удовольствием. Рад, что песни прослушивают, крутят на радиостанциях, хоть маленькая, но своя аудитория есть.
Жангали отмечает, что народ вместо крутых музыкантов по-прежнему предпочитает тойскую халтуру и плагиат.
– Сейчас наблюдаю, что каждый второй, наверное, стал певцом. Камень брось, обязательно попадешь в певца. Но нельзя забывать о профессионализме. Я каждый день прослушиваю порядка 150 треков, из них половина артистов – казахстанские. И я вам скажу: это просто фиаско. Я задаю вопрос: почему люди слушают такое? Извините, это шлак. Есть талантливые музыканты, которые всегда за кулисами. Но их не слушают. Музыкант должен быть в первую очередь одаренным человеком, а записывать тойские халтуры и на студии обрабатывать голос – это не круто.
Хороших артистов очень много – тот же Галымжан Молданазар, который выпускает настоящую музыку, где можно наслаждаться каждым бэк-вокалом, гармонией.
Но нет, вместо этого у нас предпочитают тойских певцов и плагиатчиков. Сочини что-нибудь свое и гордись этим. У музыканта должно быть собственное “я”, а красть – это некрасиво и непрофессионально. Пишите музыку, которую вы хотите, сочиняйте, не бойтесь экспериментировать, вступать в коллаборации.
АЛМАТЫ