Изменения в пенсиях. Эксперты в недоумении - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Изменения в пенсиях. Эксперты в недоумении

Изменения в пенсиях. Эксперты в недоумении

Правительство Казахстана снова изменило порядок начисления пенсий, и, судя по расчетам экспертов, в основном в свою пользу.

  • 13 Марта 2015
  • 10443
Фото - Caravan.kz

Непонятные шаги

С 1 июля 2017 года в Казахстане будет изменен порядок назначения пенсии, сообщила вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана ЖАКУПОВА. Предлагаются два изменения, причем достаточно непонятных.

Прежде всего, изменится порядок назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. При стаже в 10 и менее лет размер базовой пенсии составит 50 процентов от величины прожиточного минимума и будет увеличиваться за каждый полный год сверх 10 лет на 2 процента от прожиточного минимума.

Сама пенсия будет состоять из трех частей – к базовой и накопительной части добавляется “условно-накопительная компонента”. Ее предполагается формировать из взносов работодателя за каждого своего работника. Размер данной компоненты должен составлять 5 процентов от общей заработной платы работника. Для этого в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) откроют условные пенсионные счета всех работников. Право на “добавку” получат граждане с трудовым стажем более 5 лет. Деньги с этих счетов будут выплачиваться пожизненно после выхода человека на пенсию. Но есть особенность – в отличие от обычных пенсионных накоплений условные счета не будут собственностью пенсионера, поэтому они не смогут наследоваться. В случае его смерти средства пойдут в “общий котел” и будут распределены среди других пенсионеров.

“Танцы” вокруг прожиточного минимума

Иначе говоря, государство отходит от действующей сейчас системы назначения базовой пенсии, когда в учет берутся стаж и коэффициенты, рассчитанные Министерством здравоохранения и соцразвития. За основу предполагается брать величину прожиточного минимума (ВПМ). Этот показатель меняется каждый год и утверждается Законом “О государственном бюджете”. Соответственно и размер базовой пенсии будет расти каждый год. В 2015 году величина прожиточного минимума составляет 21 364 тенге. При стаже в 10 лет базовая пенсия могла бы составить половину от этой суммы – 10 тысяч 682 тенге. За каждый год стажа к ней добавляется 2 процента от ВПМ – 427 тенге. При стаже в 20 лет базовая пенсия составит 14 955 тенге, при стаже в 30 лет – 19 228 тенге.

В мае прошлого года министр труда и социальной защиты населения Тамара ДУЙСЕНОВА говорила другое. Тогда предполагалось, что пенсионеры с 20 годами стажа будут получать 70 процентов от прожиточного минимума. Цифры примерно те же, но порог для получения базовой пенсии снижен до 10 лет стажа.

 Олжас Худайбергенов: реальные доходы уменьшатся

Оба изменения сегодня вызывают только вопросы, на которые нет ответов. Еще год назад предполагалось, что Министерство труда проработает эти изменения совместно с Министерством финансов. Но, судя по докладу вице-министра, об этом даже не задумывались. Такое впечатление, что Минсоцразвития живет в собственном пространстве, без связи с внешним миром.

Проблема в том, что всякие выплаты, в том числе социальные, бизнес воспринимает как налоговую нагрузку. На эту тему можно много говорить, призывать владельцев предприятий к совести, думать о будущем пенсионеров. Но все в итоге сводится к простому положению – выгодно или невыгодно. И если это будет невыгодно, все предприятия начнут искать выход из ситуации.

– Если текущая налоговая политика не изменится, то бизнес негативно воспримет новшества. Для него это дополнительные расходы. Может начаться обратный эффект – рост выдачи зарплат в конвертах, – рассказал “КАРАВАНУ” директор Центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ. – Либо компании договорятся со своими сотрудниками, что она ровно на эту сумму будет уменьшена – на те же 5 процентов. То есть реальный доход населения уменьшится.

 Айдар Алибаев: Бизнес может уйти в тень

– На прошлой неделе в Алматы прошел финансовый саммит, на нем обсуждали пенсионную реформу. Но что интересно, никто не понял, как будет реализован этот механизм, – поделился своим мнением экономист Айдар АЛИБАЕВ. – За чей счет будет этот праздник? Четко не обозначено, какую компенсацию этих 5 процентов получат работодатели. Если этого не будет, надбавка превратится в налог, который будет иметь негативное воздействие на бизнес. Если для бюджетников это большого значения не имеет, то для малого и среднего бизнеса она станет дополнительным фактором, чтобы прятать деньги, уходить в тень, стимулировать выплаты в конвертах. Результат может оказаться еще хуже. Возможно, продуман механизм компенсации по налогам или социальным выплатам. Но здесь пока ничего не известно.

Больше всех от пенсионных изменений пострадают предприятия, которые заняты в трудоемких отраслях производства с относительно большими коллективами. Это сервис, перерабатывающая промышленность, наука, сельское хозяйство. И наоборот, меньше других пострадают отрасли, где доля затрат на зарплату в структуре всех расходов низкая, – торговля и финансы. Получается, если налоговая система не изменится, правительство будет стимулировать именно эти отрасли экономики. То есть оно снова наступает на свои же грабли, расставленные в прошлые годы. Тогда уже точно можно будет забыть про программы импортозамещения и дедолларизации.

Одновременно четко прослеживается задача сократить бюджетные расходы.

Кто пострадает больше всего?

– Если сравнить два варианта начисления пенсии – нынешний и предлагаемый, то расходы бюджета будут меньше. Логику министерство использовало уместную, – заметил Олжас Худайбергенов.

За чей счет будут сокращения? Прежде всего пострадают люди, которые не работают официально. В основном это самозанятое население. Только по статистике самозанятых в Казахстане – 2 миллиона 700 тысяч человек. По неофициальным же данным, их 3,5 миллиона человек. Эти люди лишатся права на получение даже базовой пенсии. Формально таким образом правительство стимулирует этих людей заняться официальным бизнесом или устроиться на работу. Но пока программы трудоустройства Министерства здравоохранения и соцразвития не очень успешны и оптимизма не вызывают.