– У вас одно нижнее, одно среднее место, – сказал, встречая нас, проводник.
– Среднее…– подумала я. – Разве такое бывает? Или в ҚТЖ чего-то намутили?
Намутили. Представьте себе старый китайский купейный вагончик, из тех, что на казахстанских рельсах из импортных вагонов появились первыми.
А теперь еще раз представьте, как в ходе реконструкции двери в купе убрали, а над вторыми пассажирскими полками забабахали третьи. Итого получилось в вагоне 9 крошечных отсеков на 6 нар каждый.
Почему – нар? А почему не нар, если поездку в таком вагоне иначе, как наказанием от ҚТЖ не назовешь!
Рассаживаемся на станции отправления. У меня слева нижняя полка, у моей пятилетней дочки Варвары – средняя надо мной. Над Варварой поедет к родителям в Актобе под самой крышей нашего отсека парень лет 20, работающий в южной столице. Он, найдя свое место по билету, аж присвистнул:
– И вот этот диванчик наверху – мой? А я еще купил на него билет у “помогайки” недалеко от вокзала. Торопился сильно, думал, нет уже билетов в кассах, взял то, что предложили спекулянты. Переплатил 2 тысячи тенге.
Напротив Варвары на средней полке расположилась молодая женщина с пятилетним мальчиком.
– Я и не знала, что так можно ехать, – пробормотала она, едва поздоровавшись. – В Интернете старший сын покупал мне 2 часа назад билет, сказал, что есть только средние полки. Я и не обратила внимания на слово “средние”. Не знала о том, что бывают вагоны-человейники.
Классное женщина подобрала определение для “трехэтажной” плацкарты – человейник. Подходящее.
Через 15 минут после женщины с мальчиком к нам присоединились вахтовик лет 40, ехал он на нижней полке напротив меня, и музыкант с гитарой, отправлявшийся до Тараза. У него был билет на третью полку.
Отправились. Сразу начались проблемы. У всех у нас, взрослых, было по 2 сумки, итого 12. Разместить их в своем отсеке, чтобы они не мешали, мы не смогли никак. Решили не париться, половину поклажи бросили прямо под ноги, пакеты с продуктами отправили на стол.
Теснота давила: один лежал под потолком и бренчал на гитаре, другой слушал с телефона запись божественных песнопений, дети затеяли ссору по поводу того, у кого с собой игрушки интереснее. И бесконечно кто-то ел. Ибо 8 человек в закуточке едут, а в поезде всё время хочется жевать-жевать-жевать.
Особенно детям. Они без конца грызли яблоки, пили какао, сосали леденцы, пачкали жареной курятиной казенные полотенца и проливали на простыни сок.
Молодежь заваривала сублимированные супы. Вахтовики, их в нашем вагоне ехало в разных отсеках человек 10, затеяли ходить друг к другу в гости, втихаря пить водочку. Почему в КТЖ к людям относятся хуже, чем к скотине?
– Нам фирма всегда покупает билеты на этот поезд и в этот вагон – они самые дешевые, – поделился наш сосед, тоже ехавший с вахты. – Не обессудьте, и я “причащаюсь”, месяц не видел ни рюмашки.
И мой протест против того, чтобы этот человек пил (я и Варя – аллергики), был бесполезен. Уйдя “в гости”, вахтовик пришел пьяный в зюзю и уснул на своем месте, ужасно храпя.
Ночь мы провели в такой духоте, что большинство обитателей третьих полок просто сидели на откидных сиденьях в коридоре, где были открыты 2 окна.
А утром в поезде появились торговцы-ходоки со своими носками, гамашами, картами, журналами и дешевой косметикой, выдаваемой за корейскую. Я потребовала от проводника, чтобы он вызвал полицию, не фиг здесь несанкционированную торговлю разводить. Проводник непонимающе улыбнулся, грозно зашипел на тех коробейников, что уже были в нашем вагоне. Они, недовольные, поползли обратно. Но на следующей станции им на смену пришли другие. Полиция в вагоне так и не появилась.
Вахтовики с похмелья бегали на каждой остановке по перронам – искали пиво.
Вагон пропах десятком самых дурных запахов, от которых некуда было деться. Дети в нашем отсеке начали ссориться и давать друг другу тумаков. Взрослые были расстроены теснотой и всё больше молчали.
8 человек на 3 квадратных метрах даже сутки – это не шутки.
К концу пути (ехали мы с Варей 22 часа) я готова была закатить кому-нибудь, всё равно кому, истерику на любую тему. На выбор! Любую! Мозг кипел, и пар должен был выйти. А еще я хотела вымыться в 3 водах с дегтярным мылом, нормально поесть и выспаться. Искупать и покормить ребенка.
И задать руководству ҚТЖ единственный вопрос:
– Вы всерьез полагаете, что можно вот так, строя и запуская по рельсам человейники, издеваться над людьми? А быть однажды проклятыми, господа, не боитесь?
Кызылорда