Представить южную столицу без Вознесенского собора так же невозможно, как Москву без собора Василия Блаженного. Или Санкт-Петербург без храма Спас на Крови, Исаакиевского, Троицкого соборов. Это знаковые постройки. И их история полна таинственных событий.
Многие алматинцы, например, помнят, как в 1994 году во время первого за последние 66 лет богослужения над собором засияла радуга, она была видна в течение нескольких минут в очень необычном ракурсе – практически против света! Хотя погода в тот день была ясная, без малейшего намека на дождь.
Ноу-хау Зенкова не подвело
Землетрясение 1887 года разрушило практически все городские постройки. Затронуло оно и кафедральный собор Туркестанской епархии, стоявший на месте современного Свято-Вознесенского. Как свидетельствуют исторические летописи, руководство Верного тогда решило перенести город в другое место. Посоветовались по этому поводу с инженером Андреем Зенковым. На что тот ответил: “Незачем переносить – строили неправильно, вот и снесло. А мы построим как следует – и будет стоять век. Ни одно землетрясение не шелохнет”.
Многие архитекторы тогда считали, что в “городе на вулкане” нужно строить либо глухие деревянные коробки, либо одноэтажные, плоские, прижатые к земле дома с толстыми стенами и мощным фундаментом. Но Зенков возражал: нужны цемент, железо и дерево. И не прогадал!
Строительство здания началось в 1904 году по проекту архитектора Борисоглебского. Зенков смело пошел на пересмотр утвержденного Священным синодом проекта, внеся в него ряд изменений. Основным строительным материалом была голубая тянь-шаньская ель.
При строительстве собора многое применялось впервые в Семиречье: железобетонные конструкции, антисептики для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции… Ведь строители впервые возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни – 41,4 метра!) с учетом его сейсмической устойчивости. При устройстве фундаментов кирпичный цоколь был заменен армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Стропила укрепляли металлическими связями и скобами.
Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор о соборе говорят как о диковинке, построенной “без единого гвоздя”. Дело в том что силовые конструкции собора не имеют жестких “гвоздевых” соединений. “Хождение” конструкций во время подземных толчков обеспечивали пазы для болтов длиной около 30–40 см.
Завершилось строительство в августе 1907 года. Разрушительное землетрясение в январе
1911-го стало серьезным испытанием для нового храма. В то время как многие здания разваливались в считанные минуты, собор лишь слегка покачивался.
Грабили все кому не лень
Гораздо больше, чем от природной стихии, собор пострадал в годы революции. В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворованы вся церковная утварь, иконы. Уникальная библиотека не нашлась до сих пор.
Сначала в здании разместилась радиостанция, затем республиканский краеведческий музей – именно здесь работал знаменитый “хранитель древностей” Юрий Домбровский.
Понятно, что потребовалась капитальная реконструкция собора. К этим работам в 1934 году снова привлекли Андрея Зенкова. Мастер возвел новые перекрытия так, что они имели независимые конструкции. Ему удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой…
Только в 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей. А уже через год собор официально был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии. Три года ушло на демонтаж галереи второго яруса, старой системы пожаротушения, замену прогнивших венцов в основании здания колокольни. Был построен временный иконостас. Еще в соборе заменили систему отопления, для того чтобы поддерживать в храме особый микроклимат, необходимый для сохранности икон и настенных росписей.
Символ возрождения
В прошлом году начались работы по восстановлению утерянного иконостаса. По двум сохранившимся архивным фотографиям был составлен компьютерный макет. Работы ведутся местными мастерами, при соборе действуют мастерские иконописцев и золотильщиков. Иконы пишутся в канонических традициях православной церкви. В храме с гордостью говорят, что воссоздаваемый иконостас собора может превзойти утраченный!
Елена КОЭМЕЦ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)