Глас правозащитников
Это единственный в Центральной Азии кинофорум, на площадке которого представлена документальная правда о правозащитной сфере.
– В этом году фестиваль посвящен 70-летию Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН. В рамках этого юбилея мы хотим обратить внимание на то, какие изменения произошли в сфере защиты прав человека в Кыргызстане с момента обретения страной независимости, а также что предстоит сделать в будущем. Девиз фестиваля-2018 – “Сегодня работаем на завтра!”, – рассказала директор фестиваля, председатель правления движения “Бир Дуйно-Кыргызстан” Толекан ИСМАИЛОВА.
Голос правозащитников со всего мира в этом году прозвучал в 24 кинолентах, поднимающих самые острые вопросы, – от прав мигрантов и заключенных до экологических катастроф. Всего оргкомитет получил 56 заявок из более чем 20 стран.
Музыка мусора
Также в рамках фестиваля прошло девять лабораторий по различным тематикам. Лаборатория, организованная региональным представительством Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии, была посвящена проблеме пыток в закрытых учреждениях. Участники искали ответы на вопросы, кто и что мешает искоренению этого зла, а также узнали о жизни после пыток на примере героев одноименного фильма, снятого фондом “Общественный вердикт” (Россия).
В ходе лаборатории “Как мы можем помочь городу?” была продемонстрирована бразильская лента “Музыка ненужных вещей”.
– Мир шлет нам мусор, а мы возвращаем ему музыку! – говорит в фильме руководитель первого в мире оркестра с инструментами из мусора Фабио ЧАВЕС. Он и его друг решают экологические проблемы городка с помощью искусства, объединяют и вдохновляют людей. Горы отбросов стали материалом для новых инструментов и возможностью для подростков, играющих на этих инструментах. “Музыка ненужных вещей” завоевала Гран-при кинофестиваля. "Вы не женщины, вы — скот" : бывшая заключенная рассказала об ужасах исправительной зоны Коксун
Пока одни летают, других истязают
Казахстан на кинофестивале был представлен работами Рубена КАЗАРЯНА – “Я буду поливать тебя, мой цветочек” и “Нелишние люди”. Фильмы поднимают проблемы, с которыми приходится сталкиваться особенным детям и детям с различными заболеваниями. Первая лента признана лучшей в номинации “Усиление прав и возможностей детей”.
Победителем в номинации “За верховенство права” стала работа грузинского режиссера Александра КОРИДЗЕ “Учреждение № 16”. Фильм рассказывает о жизни заключенных в колонии близ Тбилиси.
– На фоне того, что человек намерен отправиться на Марс, а солнечная энергия заменяет традиционные источники, тюрьма предстает абсолютным реликтом. Если подумать, это безумная дикость: в то время как мы семимильными шагами двигаемся к прогрессу, люди сидят в клетках, как животные, – поделился автор с “КАРАВАНОМ”. – При этом я не говорю, что тюрьмы не должны существовать – к сожалению, необходимость в них еще не отпала. И в этом как раз заключается вся трагедия.
Картина рассказывает об обитателях самой образцовой колонии Грузии, их прошлой и настоящей жизни.
Среди них бывшие топ-менеджеры крупных компаний, кинопродюсер, диджей, отбывающие срок за финансовые махинации, мошенничество, хранение наркотиков. В учреждении № 16 созданы отличные условия содержания: светлые комнаты-камеры, хорошее питание, спортзал, библиотека, видеозал. Кроме того, осужденные участвуют в специальной программе, благодаря которой обучаются азам кулинарии и другим ремеслам.
Как отметил после показа режиссер, он намеренно снял “позитивный фильм, потому что негатива в этой теме и так хватает”.
– И такими, как 16-я, должны стать все тюрьмы Грузии, – считает Александр Коридзе. – В целом после реформы пенитенциарной системы в 2012 году закрытые учреждения страны стали гораздо лучше. Благодаря “тюремному скандалу”, случившемуся накануне парламентских выборов, в колониях Грузии искоренили пытки.
Собеседник “КАРАВАНА” напоминает детали той истории: победу на очередных парламентских выборах прочили партии Михаила Саакашвили.
Однако за неделю до часа икс соперники фаворита – партия “Грузинская мечта” – “слили” на телеканалы видео, где заключенных нескольких тюрем избивали и насиловали в особо извращенной форме.
– Благодаря черному пиару “Грузинская мечта” выиграла. К слову, эти кадры были у членов партии еще за год до выборов, но они специально придержали материал, имевший эффект разорвавшейся бомбы: после выхода видео по стране начались акции протеста, и власти признали, что пытки носили системный характер. Со стороны самой “Мечты” это было негуманно – знать, что людей мучают, но ждать момента для победы в политической борьбе. Более того, год спустя было доказано, что многие кадры на видео были сфальсифицированы, но многое было и правдой… – рассказал нам Александр Коридзе.
Большая трагедия маленького человека
Режиссер из Кыргызстана Асель АКМАТАЛИЕВА показала жизнь женщин за колючей проволокой. Разными путями попали за решетку героини фильма: кто-то встал на криминальный путь после личной драмы, кого-то подставили на работе, кто-то стал арестанткой вместо мужа-наркокурьера, сбежавшего от правоохранительных органов. И ближайшее десятилетие этой героине предстоит провести в тюрьме, вдали от детей, если суд не пересмотрит ее дело. Со мной в камере сидели законченные наркоманы — Кулекеев рассказал, как отбывал тюремный срок
А в это время мальчуган из далекого кыргызского аила мечтает лишь об одном – чтобы к нему приехал отец, находящийся где-то на заработках в чужой стране.
Брошенный матерью-кукушкой на бабушку малыш пишет папе письма. В каждом послании – большая трагедия маленького человека.
Каждый день ребенок встает ни свет ни заря, чтобы управиться по хозяйству: наколоть дров, привезти воды, дать корм курам. А еще надо присматривать за младшей сестренкой и все успевать, иначе бабушка отругает. И так до позднего вечера.
“Даже у цыплят есть папа и мама, а у меня – нет. Мои крылья сломаны, папа, как же я буду летать по жизни?..” – задается философским вопросом малыш, мечтающий стать манасчи.
Не обошли стороной участники фестиваля и тему многоженства.
В фильме “Туяк” (“Наследник”) показана счастливая на первый взгляд семейная жизнь мужчины, имеющего двух жен. Однако за улыбками супругов скрыта горечь женщины, вынужденной мириться с волей властного мужа.
Так создатели документального кино пытаются языком искусства донести до зрителя суть фундаментальных, но регулярно нарушаемых в любой точке мира прав человека. И пока за них ведутся видимые и невидимые войны, бойцы кинофронта вместе с правозащитниками делают этот мир чуть справедливее и добрее.
АСТАНА – БИШКЕК