С насиженных годами “теплых” шымкентских мест скопом “сорвались” аким, его замы, аппарат областного главы, секретарь областного маслихата, региональные партийные активисты, руководители и сотрудники 28 территориальных департаментов, 24 областных управления и представители СМИ.
Придавленный жарой, сонный Туркестан в один момент стал похож на растревоженный улей. Чиновникам надо было где-то жить, а провинциальный городок, хоть и с многообещающим статусом духовной столицы республики, единовременно предоставить жилье сотням страждущих мог, лишь напрягаясь изо всех сил, и по космическим ценам. Кто-то вначале еще пытался ежедневно мотаться из Шымкента в Туркестан. Но 170 километров в один конец делали эту затею бессмысленной.
По накатанной
Ответить на вопрос о том, как живет Туркестан после получения им статуса областного центра, нет ничего проще. Два часа на автомобиле, и ты в духовной столице республики. Правда, поездка из Шымкента в Туркестан после пятилетнего перерыва – словно путешествие в параллельную реальность. Нарушаются привычные ориентиры. Нет, с дорогой всё нормально. Здесь остановилось время. По автобану привычно меняют звук шуршания шин десятки метров залатанной трассы. Да фиг с ними, с заплатками. Главное, что не вся дорога похожа на мост через Арысь у поселка Тамерлановка.
Проезд через мост – рулетка. Успеешь увернуться от торчащих асфальтовых зубьев – считай, тебе повезло.
Добавляют веселья в и так нескучную жизнь водителя бредущие вдоль разделительного бордюра животины – коровы и иже с ними. Домашний (или уже автодорожный?) скот в безуспешных попытках перейти на другую сторону трассы, уныло мигрирует по проезжей части. Ну и, конечно, “песнь песней” туристической инфраструктуры – отхожие места у дороги. Впрочем, это тема отдельного повествования.
А вот ближайший пригород Туркестана – это уже иной мир. Раньше, за несколько километров до центра, сначала на горизонте появлялся, словно парящий над одноэтажной городской застройкой, грандиозный портал и купол Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Величественное строение было видно из любой точки и точно указывало направление. Сейчас – совсем другая картина. Сельская идиллия внезапно сменяется современным городским ландшафтом – за чахлыми саженцами ивы и поникшим от жары газоном возник стеклянный, как аквариум, новый автовокзал. Рядом кружева металлоконструкций предвещают появление большого рыночного павильона. Автовокзал еще необжитый, и потому людей внутри немного. Гостье областного центра, приехавшей в духовную столицу по работе, что называется, со стороны видней.
– Раньше город был, как большой аул. А теперь люди хотят соответствовать статусу жителей областного центра. Больше стало приезжих. Вечером прогуляйтесь по центру и увидите, как много в парках местных жителей и гостей. Как много людей посещает знаковые места Туркестана, – обратила внимание на особенности развивающегося города его жительница Жанна АЛДАМЖАРОВА.
С 2021 по 2025 год здесь будет высажено 170 миллионов саженцев деревьев на площади более 110 тысяч гектаров. Это дорогого стоит. В прямом и переносном смыслах. Мне сложно представить, во сколько обойдется такой рукотворный лес. А в какие космические суммы будет “отливаться” сохранение насаждений, ежедневный весенне-летний полив, ежегодная замена сухостоя на новые саженцы?
– В перспективе площадь “зеленого пояса” Туркестана будет достигать 30 тысяч гектаров. Область относится к зоне экологического предкризисного состояния с невысокой, 50 процентов, приживаемостью растений, – заявил о планах превращения степей и пустынь в непроходимые лесные чащи руководитель областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Кайрат АБДУАЛИЕВ.
В потоке машин двигаюсь к центру города. Я, как водитель, невольно обращаю внимание на изобилие камер видеонаблюдения, которые словно виноградные гроздья украшают окрестные столбы. Они вроде и не мешают, но нервируют ощущением несвободы и боязни совершить ошибку. Состояние школьника на экзамене. В административно-деловом центре от центральной дороги влево и вправо расходятся широкие улицы, с повсеместным буйным строительством 10–12-этажных домов. Ряды высоток, словно крепостная стена, скрывают перспективу с главным украшением Туркестана – мавзолеем великого суфия. Ближе к историческому центру города многоэтажки уступают место стилизованной под средневековье 2−3-этажной архитектуре. Красиво и необычно для Казахстана. Подобное встречается в Египте, Тунисе, Турции. Туркестану значительно больше, чем 1500 лет — версия академика
Жители – о проблемах
Двухчасовой путь из Шымкента без приключений привел к центру Туркестана. Но, надо честно признать, нелучшая идея – летним днем ходить по городу. Когда на улице за 40, то главнейшее из желаний – спрятаться в тени или забраться в машину с работающим кондиционером. Однако сами горожане к температурным неудобствам привыкли. У жительницы Туркестана Зауре Нурымбетовой, которая с ребенком гуляла у городского акимата, на экстремальные температуры философский взгляд – пусть днем жарко, зато вечером наступит прохлада. Лишь бы вода была.
По словам горожан, лет 5–7 назад воду давали по часам: 3–4 – утром и 3 – вечером. Но сейчас вопросы с коммуналкой решены.
– Основной поток воды Туркестан получает из Кентау по групповому водопроводу диаметром 800 миллиметров. Установили новые насосные станции с компьютерным учетом потребления и подачи воды и контролем работы насосов. В летний период, когда всё же есть небольшой дефицит, подключаем артезианские скважины. Около четырех десятков многоэтажных домов уже полностью готовы. Кроме того, готовы административные корпуса акимата, конгресс-холла, стадиона, ДКНБ, медиацентра,– рассказал директор ГКП “Туркестан су” Сейилбек ДАЙРАБАЙ. Исследованные запасы воды гарантируют ее бесперебойное потребление туркестанцами последующие 3 десятка лет. Ее хватит и на фонтаны, и на полив деревьев и газонов.
Притчей во языцех для Туркестана всегда была канализация. Вернее, в большей степени ее отсутствие. Оно и понятно. Областной центр, а обеспеченность ею на сегодня – лишь около 29 процентов. В отличие от других городов, Туркестан, расположенный на равнине, до 2014 года был вынужден канализационные стоки перекачивать с помощью насосных станций на городскую окраину, где они и сбрасывались на поле фильтрации. Но 7 лет назад положение изменилось: построили дополнительно 17 насосных станций и канализационные очистные сооружения закрытого типа. Таких в Казахстане – по пальцам одной руки пересчитать. С улицы и не почувствовать, что в здании перерабатываются отходы жизнедеятельности горожан – ни отличительного запаха, ни непрезентабельного вида. Теперь в Туркестане работает 27 станций, поэтому к 2025 году планируется к центральной канализации подключить весь областной центр.
– Транспорт – проблема. Вечером можно не дождаться своего автобуса, – поделилась Зауре Нурымбетова.
Это вечная проблема и для Шымкента. Но, возможно, у Туркестана есть свой способ ее решить. До недавнего времени пассажиров перевозила одна транспортная компания. Сейчас на городских маршрутах работает еще один перевозчик.
− В марте мы привезли 30 новых автобусов, которые уже работают на маршрутах. Автобусы с 24 посадочными местами, системами кондиционирования и видеонаблюдения, оборудованные пандусами для людей с ограниченными возможностями, оснащены зарядными устройствами для подзарядки телефонов. Установлено электронное билетирование. Надеемся, с помощью новых машин улучшить качество обслуживания пассажиров, – рассказал Руслан ЖУЛАЕВ, начальник службы эксплуатации компании-перевозчика.
Люди привыкли рассчитываться за проезд в конце пути. У новичков другие правила – оплата должна производиться при входе в автобус, как это делается в большинстве городов.
– Дней через 10 люди привыкли к новым установкам. У нас предусмотрены 18 видов оплаты – хоть через QR-код, хоть через СМС, а основной – оплата банковской картой, делился транспортными новациями начальник службы эксплуатации.
Но новых машин мало. Из 300 автобусов, обслуживающих горожан, только 60 – новые. Из-за поломок транспорт не выходит на линии. Нет диспетчерской службы. А контролировать почти 250 маршрутов ограниченным составом отдела физически невозможно.
– Основная масса водителей – частники, а их контролировать даже автопарку сложно. У новой транспортной компании водители работают на зарплате, а не на части полученной выручки. И потому нарушений в их работе пока не выявлено, – поделился возможным решением проблемных вопросов руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Туркестана Арман ОСПАН.
Перспективы
Куда первым делом направится приезжий в Туркестане? Понятное дело, к Мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави. В его окрестностях много прогуливающихся туристов и местных жителей.
– Да, город стал областным центром, да, хорошеет, да, его озеленяют, – считает старожил города Умбет ЖУСИПБАЕВ.
Но, по мнению ветерана, деревья сажают, а воды не хватает, и очень много саженцев погибает.
– Я же неоднократно поднимал вопрос о строительстве канала с машинным подъемом воды из Сырдарьи, так его до сих пор не построили.
– А за счет артезианских скважин можно решить проблему воды?
– Полив по стоимости будет золотой. Тариф на электричество для юридических лиц очень высок, – посетовал Умбет Жусипбаев. − При этом городские власти заявляют о проведении масштабных работ по благоустройству.
– Для интенсивного и эффективного полива газонов в городе обустроено 110 тысяч квадратных метров автоматизированной системы полива газонов, – сказал аким Туркестана Нурбол ТУРАШБЕКОВ.
Возможно, это так. Но обывателю – туристу, приехавшему в Туркестан и посетившему открытый несколькими месяцами ранее "Керуен сарай", в первую очередь бросится в глаза сухостой из деревьев перед центральным входом в комплекс. Да и не только перед центральным. Деревья сохнут на глазах вокруг комплекса, и в новых скверах впору проводить вырубки.
Зато за 2 года в Туркестане появились тротуары, велосипедные дорожки, спортивные площадки, стадионы, плавательный бассейн.
ТУРКЕСТАН