Мы заехали в санитарно-эпидемиологический надзор Медеуского района города Алматы вовсе не в поисках таинственных подземелий. А по другому вопросу. Было обеденное время, большинство кабинетов закрыто, и мы заглянули в единственную открытую дверь. Оказалось, это кабинет начальника отдела по хозяйственной части.
– Мы к вам за сенсацией, – пошутила я.
– Знаю-знаю… Сейчас все покажу и расскажу, – загадочно ответил начальник отдела Асыл Ишмухамедов. И даже не дал нам объяснить, по какому, собственно, поводу мы приехали.
– Я тут обнаружил подземный ход прямо в своем кабинете, вот здесь, под шкафом, – неожиданно сообщил он нам. – Сейчас полы закрыты, мы сделали ремонт. Но тайный подземный ход, о котором давно ходили слухи, действительно существует!
Асыл Ишмухамедов, можно сказать, старожил этого здания. Он работает в санитарно-эпидемиологической службе 18 лет.
– Я слышал много рассказов о том, что из Вознесенского собора идут подземные ходы сразу в нескольких направлениях. А когда в здании начался ремонт, мы стали перестилать полы, я внимательно осмотрел всю территорию первого этажа, а ход оказался в моем кабинете! Я спустился вниз метра на два, увидел – туннель действительно идет в сторону собора. Подземный ход выложен кирпичом. Меня поразило его качество: прошло столько лет, а он крепкий, по нему стукнешь – он звенит, но не крошится. Мне удалось преодолеть еще несколько метров, и я наткнулся на глухую стену, – рассказывает Асыл Ишмухамедов.
Продвинуться дальше начальник хозяйственного отдела не смог – туннель был наглухо завален.
– Такое впечатление, что его обрушили специально, чтобы перекрыть путь, – сказал он.
Мы пытаемся сориентироваться на поверхности земли, чтобы установить, в каком месте перекрыт туннель. Выходим на улицу и делаем расчеты по шагам. Похоже, ход завален прямо у края проезжей части по улице Гоголя. Еще пара сотен метров – и подземный ход действительно выйдет к собору. Почему из церкви подземная дорожка ведет именно к этому зданию?
Мы возвращаемся в кабинет, и Асыл Ишмухамедов поднимает архивные документы.
– По некоторым сведениям, в этом здании был женский монастырь. Но об этом ничего в документах не сказано. В 1984 году здание барачного типа было передано Фрунзенской районной санэпидстанции…
Но это, как выяснилось, не единственный ход, который ведет к собору.
Секретные материалы нашли… в Санкт-Петербурге
По слухам, подземные туннели идут от Вознесенского собора к музею музыкальных инструментов, к дому архиерея и палатам губернатора (эти здания уже не существуют), а также под землей можно было выйти к зданию военного собрания.
Мы разыскали потомка знаменитого зодчего Зенкова – Виталия Бакуревича, предположив, что у него могли сохраниться старые чертежи собора.
– Ничего о подземных проходах, которые ведут к собору, я не знаю. Но точно могу сказать, что Зенков делал замкнутый контур фундамента, чтобы собор был более устойчив. Возможно, что туннели проходят где-то рядом, я, например, слышал про лаз из дома губернатора…
На просьбу показать нам чертежи, которые делал зодчий при строительстве собора, Виталий Бакуревич ответил, что документы были сожжены еще несколько лет назад…
Казалось бы, на этом можно закончить эту историю. Но нам удалось отыскать филолога Ольгу Ходоковскую, которая много лет изучала загадки алматинских подземелий, собрала уникальные материалы. Правда, несколько лет назад она уехала из города, мы нашли ее в Санкт-Петербурге. Вот что она рассказала:
– Информацию о подземных ходах под Алматы я собирала у краеведов и просто старожилов города. Кроме того, меня очень интересовала судьба расстрелянного в 1918 году епископа Пимена. От одного старика как-то услышала, что Пимена хотели арестовать прямо в кафедральном соборе, но он ушел через подземный ход. А информацию о существовании подземного хода от собора к архиерейскому дому и Дому офицеров подтвердил мне краевед профессор Николай Петрович Ивлев – один из лучших знатоков дореволюционной Алма-Аты. Сам профессор в него не спускался, но слышал, что стены подземных коридоров выложены особым облицовочным кирпичом – светло-зеленым, небольшого размера.
Это было начало. В середине 90-х годов, оставив преподавание в университете, я работала в Алма-Атинском епархиальном управлении. Однажды мои рассказы о епископе Пимене и подземных ходах услышал один из наших сотрудников, Виктор Иванович Шилкин. Он тоже подтвердил информацию о наличии подземных ходов и дополнил потрясающими подробностями. Строитель по специальности, Виктор Иванович в 1974 году участвовал в сносе архиерейского дома на углу улиц Советской и Пролетарской. Выполняя работы, строители наткнулись на подземный ход. Они увидели довольно широкий коридор. В одном месте он расширялся, словно образуя комнату. Здесь рабочие увидели стол, лавку, на столе лежал пистолет и стояла пустая кружка. На лавке, прислонившись к стенке, сидел… скелет. Были вызваны люди соответствующего ведомства. О дальнейшем Виктору Ивановичу ничего не известно.
По моим предположениям, епископ Пимен, пытаясь сберечь церковные ценности собора от разграбления, спрятал их. О таинственном исчезновении церковных ценностей писала в 1922 году местная газета “Джетысуйская правда”.
– Тот же Шилкин рассказывал, что при строительстве нового здания Дома офицеров рабочие обнаружили подземный ход, который вел в сторону собора. По его словам, в том подземном ходе были найдены предметы церковной утвари.
Интересные документы отыскались в областном архиве в фонде ревтрибунала. Я привожу их в моей новой книги о епископе Пимене, которая должна выйти в Москве. Найденные под архиерейским домом останки могли принадлежать связному из северных станиц или Кульджи.
Епископ мог спрятать белого офицера именно в тот день, когда его самого неожиданно схватили в доме и отвезли за город, чтобы расстрелять…
Имеется и документальное подтверждение тайного посещения белыми офицерами Верного.
Еще в одном документе есть прямые указания на подземный ход.
В трибунал города Верного 30 марта 1918 года поступило заявление некоего Ращупкина, написавшего его со слов дочери, служившей на кухне архиерейского дома. Он сообщал, что накануне монахи долго работали в подвале дома заступами: “Я подозреваю, что они что-то прятали, но не знаю, что, деньги или хлеб. Если и прятали, то в Архиерейском доме, под домом есть много ходов; может быть, и в ограде, но я подозреваю больше на дом Архиерея”. Помощница дочери заявителя, Настасья Чурикова, добавила, что “в архиерейской квартире есть столовая, и в этой столовой есть подпол, закрытый плахами и сверху клеенкой”.
30 марта 1918 года член Следственной комиссии гражданин Велецкий при участии семи солдат гарнизона провел обыск архиерейских помещений и двора. “Несмотря на весьма тщательный обыск, нигде ничего, что бы остановило на себе внимание, Следственной комиссией не найдено” – гласит составленный ими документ.
Место, где стояло архиерейское подворье с домовой Успенской церковью, пустовало до февраля 1996 года. Имелись старые фотографии, план строения. Восстановить его были готовы специалисты – архитекторы-реставраторы Наталья и Тимур Турекуловы, но вскоре здесь появился огромный котлован и началось строительство офисного здания.
Не выдумывайте и не ищите!
– Подземный ход к собору шел не только от архиерейского дома и Дома офицеров, – продолжает Ольга Ходоковская. – Старожил Алма-Аты Захар Иванович Самойленко (ныне покойный) рассказывал, как в 1932 году он с другом проникал в него из беседки в саду губернаторского дома. Далеко не проходили. Видели спрятанную там кем-то посуду – сервиз, состоящий из множества предметов.
А в юго-восточном углу парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев мне показывали одно действительно замечательное место. Уже много лет в небольшое углубление сбрасывают листву, но она там не остается, все уходит куда-то под землю.
Лучи подземных коридоров сходились в одной точке – под Туркестанским кафедральным собором, ныне известном всем алматинцам как Вознесенский собор. В сооружении, которое люди не посмели уничтожить, и должен находиться вход в алматинские катакомбы.
В 1995 году собор был возвращен Русской православной церкви. Первое время, до того, как начались богослужения, имелась возможность спуститься в неглубокие подвалы, которые имеются под алтарной частью. Между прочим, южная сторона подвала была буквально усыпана членскими книжечками Союза безбожников 1941 года издания, раздать которые не успели. В северно-восточной части – под алтарем придела, ныне освященного в честь святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в стене хорошо просматривался заделанный большим камнем-валуном вход. Я показала его настоятелю собора. Вскоре произошли вещи, объяснить которые я смогла лишь года четыре спустя. Мне дали понять, что выдумки мои слушать никому не интересно, а сторожам собора дали указание не пускать меня в подвал.
И, наконец, последнее. В 1999 году ко мне обратились якобы журналисты, чтобы я показала им все секреты парка. Я рассказывала все, что мне было известно о ходах, показывала место возможного провала – то самое, куда ссыпается листва. Говорила о неудачном поиске входа из собора. Как выяснилось, “оператор” оказался… бывшим сотрудником КГБ! По слухам, которые до меня дошли, он воспользовался моими сведениями, проник в подземелье и дошел до завала. После этого вход из собора был тщательно заделан и замаскирован.
И знаете, я думаю, это правильно. Думаю, тайну подземных ходов под Алматы нужно сохранить – для безопасности города…
Под каждым собором есть лаз?
Слухи о существующих лазах ходят не только вокруг Вознесенского собора. Поговаривают, что подземный туннель соединяет кинотеатр “Целинный” с Никольской церковью.
– Существовала древнерусская традиция строить храмы с подземными туннелями, – говорит историк Валентин Казанцев.
В музее города Алматы мы советуемся со знатоками истории города: возможно ли это?
– Подземный ход должен вести в определенное место, иначе отпадает смысл его существования. А в те времена, когда он мог быть проложен, кинотеатра не существовало, – говорят специалисты.
Но место-то не пустовало! Рядом располагался детский приют, с которым церковь имела непосредственную связь.
Еще один предполагаемый подземный проход якобы ведет от кинотеатра “Казахстан” вниз до проспекта Райымбека, где сейчас располагается СИЗО. Мы уточнили – на месте СИЗО в верненские времена был женский монастырь.
По словам одного из рабочих-строителей, не так давно подземный ход был найден около Софийского собора, который долго реконструировался. Рядом располагается казачья управа, там тоже шел ремонт в прошлом году. Якобы рабочие, которые делали ремонт, натолкнулись на подземный ход и увидели там нечто такое страшное, что отказались работать. Возможно, это обычные байки, которые любят рассказывать строители.
Но если как следует копнуть историю нашего города, можно найти удивительные факты. Было бы желание…
Подземелье надо только отыскать!
В фильме “Фара”, где в главной роли снялся Фархат Абдраимов, школьники по засекреченному подземному ходу попадают из Дома пионеров в кафе “Ласточка”. Мы встретились с Фарой, чтобы узнать, насколько реален этот сюжет.
– Сюжет фильма – это в большей степени выдумка. История подземного хода, который ведет из Дома пионеров в кафе “Ласточка”, скорее всего, тоже фантазия сценариста и режиссера фильма. Но возник этот подземный ход в сюжете фильма не случайно. Фильм делали коренные алматинцы, а легенды про подземные лазы – неотъемлемая часть из истории нашего города. Сам я уверен, что система подземных проходов действительно существует.
– В 30–40-е годы была мания строить бункеры, бомбоубежища. Они строились в целях безопасности и для возможной эвакуации, поэтому все эти помещения должны были сообщаться между собой, иметь выходы. Много, например, говорилось о том, что один из таких ходов ведет из здания городского акимата на площади Республики к зданию на старой площади и выходит к железнодорожному вокзалу. На самом деле таких подземных ходов в Алматы может быть больше, чем мы даже предполагаем.
– Я сам жил в доме, где было бомбоубежище. Наш двухэтажный дом располагался на улицах Сатпаева – Жарокова. От своих друзей я знал, что бомбоубежища были и в их домах, которые располагались рядом с моим домом. Еще студентом я спускался в такое бомбоубежище. И, к моему удивлению, там было чисто, то есть здание не было заброшено, оно продолжало функционировать. Стояли столы, койки, емкость для воды.
У людей есть тяга к загадкам подземелья, трудно найти подростка, который бы не облазил окрестные подвалы. Я и сам с друзьями обшарил пол-Алматы. Ничего особенного не нашли, но, даже став взрослым, я продолжаю верить в существование тайных проходов под землей.
Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)