Гол голимый: как вложенные миллиарды в футбольный "Шахтер" не дали эффекта - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Гол голимый: как вложенные миллиарды в футбольный "Шахтер" не дали эффекта

Гол голимый: как вложенные миллиарды в футбольный "Шахтер" не дали эффекта

Почему переданный больше года назад в доверительное управление карагандинский футбольный клуб “Шахтер” сегодня обходится еще дороже местному бюджету и при этом скатывается все ниже в турнирной таблице чемпионата Казахстана?

  • 1 Апреля 2019
  • 3638
Фото - Caravan.kz

Из одного источника…

Не так давно управление физической культуры и спорта Карагандинской области провело ежегодный конкурс на развитие профессионального футбола. На это благородное дело из областного бюджета было выделено 2 миллиарда тенге.

Однако на сей раз дотошные карагандинские журналисты обнаружили подвох.

“На госзакупе, значит, объявили конкурс “Услуги по подготовке и участию областных женских команд по волейболу на республиканских соревнованиях”. Открываю техспец – а там 2 миллиарда на развитие профессионального футбола. Видимо, карагандинским чиновникам что волейбол, что футбол – все одно…” – написала в своем аккаунте в социальной сети Facebook моя коллега Ботагоз ОМАРОВА. Поводом же для еще большего изумления журналистки стал тот факт, что на столь привлекательный лот не нашлось желающих и его забрала некая общественная организация “Фонд развития социальных проектов” – по договору из одного источника. То есть при полном отсутствии конкуренции.

Обнародованное Ботагоз открытие настолько заинтересовало карагандинскую общественность, что руководство управления физкультуры и спорта региона было вынуждено выступить с пояснениями.

В них “зашифрованный” лот был назван “неточностью” и объяснялся “человеческим фактором” – халатностью одного сотрудника УФКиС Карагандинской области, в отношении которого, дескать, теперь проводится служебное расследование. “Управление физической культуры и спорта объявило государственные закупки на развитие футбола в Карагандинской области способом открытого конкурса дважды, при этом его название (наименование) было указано верно (скриншоты прилагаются). По итогам двух конкурсов, где принял участие только один поставщик, они признаны несостоявшимися (по лоту № 22607306-ОК1 и 22607306-ОК2) по подготовке и участию членов областных сборных команд Карагандинской области по футболу в республиканских спортивных соревнованиях, в связи с тем что было представлено менее двух заявок. Управлением было направлено приглашение ОФ “Фонд развития социальных проектов” для заключения договора из одного источника по несостоявшимся закупкам, что не противоречит действующему законодательству РК в сфере осуществления государственных закупок”, – гласил релиз.

Также спортивные функционеры сообщали, что обращение в техническую поддержку сайта государственных закупок за разъяснением по поводу данного инцидента полностью подтвердило легитимность результатов конкурса: “Наименование объявления не влияет на заключение договора по услугам развития футбола в Карагандинской области”. Продайте на пропитание: спортивные клубы в Казахстане продают за бесценок

Может быть, и так – от перемены названий “футбол” и “волейбол” сумма бюджетных ассигнований не меняется. Но как быть с тем фактом, что в 2017 году футбольный клуб “Шахтер” был передан в доверительное управление как раз тому самому ОФ “Фонд развития социальных проектов”? Ведь практически все местные поклонники футбола помнят, как чиновники объявили: состоялся тендер по передаче ФК “Шахтер” в доверительное управление с правом выкупа сроком на 5 лет.

И победителем в нем оказалась неправительственная организация, которая тогда так и не была названа. Стартовая цена составила всего… 1 000 тенге, а продажная выросла до 380 миллионов тенге.

Именно за эту сумму победитель тендера и должен был выкупить клуб спустя пять лет. При этом участникам конкурса выдвигался ряд требований, среди которых вложения не менее 2 миллиардов тенге в год, доступный уровень цен на билеты на матчи для социально незащищенных слоев населения, запрет на изменение профиля деятельности клуба и т. д.

Конечно, помучившись с передачей спортивного клуба в конкурентную среду (ФК “Шахтер” не продавался в течение нескольких лет), “продавцы” понимали, что привлекательность “товара” весьма сомнительна, учитывая кредиторскую задолженность в размере 208 миллионов тенге на октябрь 2017 года. Но наверняка, подписывая договор, они рассчитывали, что новый управляющий со временем поправит дела в “Шахтере” как в финансовом плане, так и в плане результативности в спорте.

“Зарплаты должны зависеть от результата”

Увы, год под управлением "частника" если и поменял ситуацию в футбольном клубе, то никак не в лучшую сторону. Отбрасывая в сторону тот факт, что налогоплательщики региона как содержали “Шахтер”, так и продолжают содержать, спортивные успехи карагандинской команды тоже оставляют желать лучшего.

Сезон 2018 года оказался провальным для команды, которая в 2013 году стала открытием года, выйдя в групповой этап Лиги Европы. Практически до самого последнего тура “Шахтер” находился в зоне вылета, и только результаты последних матчей вывели наших футболистов на восьмую строчку.

Правда, спасительные для “Шахтера” поединки любители футбола могут считать сомнительными для чистоты спорта. Например, 31 октября прошлого года, за два тура до окончания чемпионата РК, ФК “Шахтер” выиграл у ФК “Астана” и получил так нужные ему недостающие для 8-го места три очка. Но по странному совпадению “Астана” именно на этот матч приехала в Караганду не командой премьер-лиги, а практически командой второй лиги. Если бы не это обстоятельство, карагандинские футболисты имели бы шанс оказаться на предпоследней строчке турнирной таблицы.

Фото Ларисы ЧЕН
Фото Ларисы ЧЕН

Ветераны “Шахтера”, разбросанные по миру, до сих пор следят за “успехами” родного клуба и с горечью констатируют: карагандинский футбол загубил бездарный менеджмент. Нам удалось поговорить с бывшим игроком, экс-вице-президентом ФК “Шахтер” Низами ГУСЕЙНОВЫМ.

– Больно, вы понимаете, – эмоционально высказался он. – Наши карагандинцы мне из Сочи звонят и плачут: “Что с командой сделали?”. Мы же смотрим, болеем, все мы выросли в “Шахтере”. А причина одна – в клубе работают некомпетентные люди. Как говорится, рыба гниет с головы. Посмотрите, трансферная политика – никакая. В прошлом сезоне был подписан ряд игроков, которые, можно сказать, на поле не выходили. Так, например, Кирилл Пасечник провел за основную команду четыре матча. Нападающий Даниэль Суботич – из 15 игр сыграл 8, не забив ни одного гола.

Критерии отбора легионеров, пришедших в команду после первого круга, также вызвали немало вопросов у знатоков футбола. 36-летний нападающий Игорь Юрин до прихода в “Шахтер” в сезоне-2016/2017 выступал за “Окжетпес”, забил 2 гола. В начале 2018 года играл за “Актобе” и в пяти играх не забил ни одного гола. 30-летний атакующий полузащитник Сергей Мошников был известен своим непостоянством, не задерживаясь дольше года ни в одном клубе. Экс-пресс-секретарь ФК «Шахтер» грабил букмекерские конторы Караганды

– Вот я был на игре “Кайрат” – “Шахтер” в Алматы, – поделился Низами Муслимович. – Специально пошел посмотреть, как играет “Шахтер”, что постоянно оказывается на нижних строчках турнирной таблицы. Так вот: задняя линия – Антон Чичулин – 37 или 38 лет, Сергей Скорых – 34 или 35 лет. Что это “пенсионное бюро” может сделать? Они же пешком по полю ходят! Неужели нельзя было по итогам сборов понять, что у вас проблемы в обороне, и привезти двух хороших центральных защитников? И как же больно было, когда сидевшие на трибуне специалисты, ветераны “Кайрата”, тренеры, говорили: “Шахтер” – это команда под вылет”.

Вместе с тем зарплаты многих из перечисленных игроков, по информации экс-вице-президента ФК “Шахтер”, исчислялись в миллионах тенге. Тогда как многие карагандинские футболисты зарабатывают на порядок меньше.

– Никакого анализа по итогам провального сезона сделано не было! – делает вывод Низами Муслимович. – Разве это мыслимо – зарплата главного тренера команды Николая Костова составляет 10 миллионов тенге. За что? За то, что “Шахтер” все время находится в зоне вылета?

Нет футболистов в своем отечестве?

И вот тут встает ребром вопрос, который на протяжении многих лет поднимался карагандинскими любителями футбола, в том числе и со страниц “КАРАВАНА”. А где же наши, доморощенные футболисты?

Неужели платить баснословные суммы иностранным легионерам выгоднее, чем вырастить своих звезд футбола?

– Подготовка резерва – это важнейший вопрос,– рассуждает Низами Муслимович. – В частности, привлечение к тренировочным занятиям в футбольном центре малообеспеченных и иногородних детей. Хотя зачастую эти две проблемы – малообеспеченность и иногородность – аккумулируются в одном ребенке.

Уже два года, как закрыто отделение футбола в Карагандинском интернате для одаренных в спорте детей им. А. Молдагуловой. Хотя на протяжении своего существования это отделение выпускало футболистов, которые становились гордостью нашего “Шахтера”.

Даже сейчас в основной команде “Шахтера” в 2018 году выступали выпускники спортивного интерната – Евгений Тарасов, Оралхан Омиртаев, Игорь Шацкий, Игорь Пикалкин. Выпускниками интерната в свое время были и тренеры клуба – Игорь Солошенко, Игорь Маштаков, Виталий Редькин и т. д.

– Может быть, такое решение было принято из-за того, что отделение футбола в Караганде не дало миру ни одного Месси или Зидана?

– А разве другие виды спорта, при всем моем уважении к ним, ежегодно выпускают олимпийских чемпионов? Поймите, высококлассный спортсмен, будь то футболист или боксер, – это штучный экземпляр, подготовка которого требует многих лет. Знаете, в чем беда? Разрушив работающий механизм, никто не подготовил другой вариант. В итоге сейчас сложилась ситуация, при которой юного самородка-футболиста из отдаленного уголка нашей области нет возможности принять в футбольный центр. Тут же возникают вопросы: где жить, учиться, на какие средства питаться? Олжас АБРАЕВ: Они прикрывались нашим паспортом, чтобы избежать лимита на легионеров

В 2017 году как альтернативу отделению футбола в интернате предложили открыть академию футбола на базе спорткомплекса “Локомотив” при ФК “Шахтер”.

Была достигнута договоренность с управлением образования по организации обучения воспитанников академии. Но ввиду отсутствия финансирования академия так и не была открыта. В итоге “Шахтер” уже столкнулся с потерей юных талантливых футболистов, чаще всего иногородних, у которых просто нет денег, чтобы ежедневно ездить на тренировки в Караганду.

По словам Низами Муслимовича, если уж основной команде “Шахтер” негде тренироваться, то детям и вовсе рассчитывать не на что.

– О каком детском футболе можно говорить? – возмущается бывший вице-президент футбольного клуба. – Вторая лига “Шахтера” даже до Сатпаева на сборы не доехала, хотя они в прошлом году заняли третье место. Причина все та же – нет денег. И знаете, где тренировались эти пацанята-футболисты? В Центре бокса имени С. Сапиева!

Как с горечью замечает Гусейнов, неудивительно, что ежегодно “Шахтер” теряет наиболее одаренных воспитанников в связи с переходом их в другие клубы.

– В 2014-м из “Шахтера” ушел в ФК “Кайрат” Айбар Кусаинов, в 2017 году в академию ФК “Кайрат” перешли талантливый нападающий Кирилл Лавренюк и Сергей Иванов, в 2018 году в ФК “Кайрат” перешел лучший нападающий по своему году Владислав Кравченко, а Иван Свиридов ушел в ФК “Астана”. А главный тренер сегодняшнего “Шахтера” на пресс-конференции в Алматы открыто заявляет, что “команду собрали в последний момент”. Разве это нормально? Что тогда они делали 50 дней на сборах в Анталье?

Задачи без будущего

Немалые проблемы накопились у “Шахтера” и в плане материально-технической базы и инфраструктуры. Как их будет решать нынешний управляющий – большой вопрос, поскольку он требует серьезных инвестиций. Даже наболевшая проблема – с футбольными полями – не решена и не решается. Доходит до смешного: основное поле стадиона “Шахтер” имеет натуральное покрытие, и потому ступать на его зеленый газон в прошлом году не разрешалось до 8 июня. Запасное поле стадиона с 18 мая 2018 года решением Казахстанской федерации футбола закрыто для матчей второй лиги. Резервный стадион – “Металлург” в Темиртау – не имеет сертификата, срок его действия истек в 2017 году, а без прохождения процедуры сертификации лицензия на проведение матчей на нем выдана не будет. Как и где играть домашние матчи – вопрос открытый. Спортивный юрист Олег Малежик: В Казахстане нет профессионального футбольного менеджмента

Автотранспорт, находящийся на балансе клуба, давно устарел как морально, так и технически. Раздевалки центра находятся в плачевном состоянии.

Болельщики недоумевают: неужели нельзя решить эти проблемы на 2 миллиарда ежегодно выделяемых из бюджета средств?

– Можно! – уверенно заявляет Низами Гусейнов. – При грамотном и честном распределении этих денег можно не только за два года создать крепкую хорошую команду и ставить перед ней задачи под Лигу Европы, но и создать необходимую инфраструктуру. Вот смотрите: “Шахтер” сейчас на сборах в Астане. Это значит, они платят за аренду стадиона, за проживание в гостинице, за стирку, питание и т. д. И так уже 2–3 года. Да можно же годик потерпеть, сэкономить и сделать хотя бы одно поле с подогревом для проведения сборов дома. Еще пример: петропавловский ФК “Кызыл-Жар СК”. Он только в последнем туре вылетел из премьер-лиги, а все время шел выше карагандинского “Шахтера”. Между тем их бюджет составляет менее миллиарда тенге. Это означает, там люди могут правильно распределять деньги. А в “Шахтере” сейчас с бюджетом в 2 миллиарда даже задачи не ставят! Я лично слышал: они задачу себе поставили на этот год – остаться в премьер-лиге. Это что за задача такая?! Тогда зачем вы работаете?

По мнению Низами Муслимовича, на сегодняшний день есть лишь один способ спасти ФК “Шахтер” – уволить всех и начать строить клуб с нуля. Если, конечно, это кому-нибудь нужно.

Караганда