Глазами казаха - Караван
  • $ 487.24
  • 529.34
+2 °C
Алматы
2024 Год
18 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Глазами казаха

Глазами казаха

  • 3 Декабря 2010
  • 1324
Фото - Caravan.kz

Пока Санжар Султанов был
занят показом своего первого
фильма “Время не ждет”
в Нью-Йорке,
алматинцы наталкивались в городе
на постеры с
дерзкимслоганом из этой
картины: For One To Win, The
Other Must Lose –
“Победа – для одного,
остальные – проиграют”. В этом
фильме он выступил
и режиссером, и
актером. Казахстанская премьера состоится в
январе. А пока
Санжар, проживающий в Торонто,
рассказал “Каравану”, почему для
дебюта он обратился
к наследию американского
классика.

Джек Лондон – в качестве… страховки

– Санжар, обычно режиссеры сначала зарабатывают себе имя дома, а потом
выходят на зарубежные рынки. У вас случилось наоборот.

– Дело в том, что я получил образование и профессию в США и Канаде. Поэтому
начал свой путь в Северной Америке, а не в Казахстане.

– Расскажите историю своего десанта за океан…

– По рассказу родителей, в середине 90-х годов в Кордае, где я родился
и учился в школе, было неспокойно. Село находится на границе с Киргизией, и поэтому
криминогенная обстановка была крайне обострена. Отец был довольно успешным бизнесменом,
но до него дошли сигналы, что нам угрожает опасность. Так в 1997 году мы с братом
Саидом оказались в Англии, где продолжили свое обучение.

– Странно, что в 21 год  в качестве
дебюта вы решили экранизировать именно Джека Лондона – Burning Daylight (“Время
не ждет”)…

– Я сам был в этом фильме дебютантом, а если еще и сценарий был бы не
от мастера – не слишком ли много риска? Мой дебют как режиссера должен был базироваться
на драматургии высочайшего класса. Это была своего рода страховка от неудачи. Так
думали я и мои инвесторы.

– Примечательно и то, что с Джеком Лондоном вообще связана большая
часть вашей творческой биографии.

– Он, на мой взгляд,  один из лучших
рассказчиков всех времен и народов, великий мастер слова! Я продолжаю открывать
его, читая и перечитывая. В августе мы возили картину на родину писателя в местечко
Сонома. Устроили там показ, посчитав это своим первейшим долгом. Это была поучительная
и вдохновляющая поездка!

Не так страшны
голливудские звезды…

– Слышали, вы хотели пригласить на главную роль даже голливудскую
знаменитость – Харви Кейтела, но сняли другого известного актера – Роберта Нэппера.

– Не совсем так. Харви Кейтела мы
пригласили авансом на одну из главных ролей в картине The Story. А на “Время не
ждет” с самого начала вели переговоры с Робертом Нэппером, который был несколько
неуступчив в вопросе гонорара, и когда мы уже посчитали, что Роберт отказался, то
сделали предложение Майклу Медсону. Он дал согласие тут же, едва прочитав сценарий.
В это время Роберт тоже согласился… Возникла щепетильная ситуация, из которой пришлось
выходить не самым приятным образом. Кстати, Роберт признался, что мы открыли ему
Джека Лондона и сейчас он стал его  большим поклонником. И даже заявил, что
готов сниматься бесплатно в картинах по Джеку Лондону. Надо будет его поймать на
слове!

– Кстати, какая судьба постигла ваш другой проект – The Story?

– Если бы вы только знали, насколько это больная тема для меня! Впервые
я взялся за нее, еще учась у режиссера Ли Страсберга. Очень умный, тонкий сценарий,
вместе с тем остросюжетный и колоритный. Создан для кино! Мы выкупили права на сценарий.
Они истекли в прошлом году, но автор дал слово еще подержать его для меня. С того
времени я тщетно пытаюсь найти инвестора для этого фильма. Иногда, кажется, все
получается, но… Я верю, что нам все же удастся осуществить этот проект.

– Как вас, вчерашнего выпускника университета, воспринимают актеры?

– Если откровенно, то отношение эволюционирует – от простого к сложному,
от скептицизма к уважению. Проще говоря, меня зауважали. А может, притворяются.
Это же артисты, они вам что хочешь сыграют – и любовь, и ненависть!

Кто пойдет замуж за
режиссера?

– Ваша театральная карьера тоже неплохо развивалась. Но теперь с театром
покончено навсегда?

– Спасибо за оценку моей театральной работы. Если когда-нибудь удастся
совмещать кино и театр или больше заниматься театральными постановками,  я буду счастлив. К сожалению, театральное искусство
почти везде нерентабельно и переход в театр требует прежде всего финансовой поддержки.
В США, Канаде театр для артистов – это не место для заработка, а скорее отдушина.
Они получают творческий кайф. К примеру, Джулия Робертс, Кэтрин Зета-Джонс , чьи
гонорары в кино исчисляются десятками миллионов долларов, работают в театрах на
Бродвее с годовым жалованьем  10–15 тысяч
долларов!

– Планируете ли работать на родине?

– Я бы этого очень хотел. Если мой первый фильм понравится зрителю, то,
значит, мне удастся поработать в Казахстане.

– Вам важно познакомить соотечественников со своим творчеством?

– Очень! Здесь ведь не просто соотечественники: родные, родственники,
друзья, однокашники… К тому же я  холост,
а кто же за меня пойдет, если провалю фильм?!