Без претензий
Психолог Эдуард ШВАРЦ предлагает родителям начинать воспитание с себя:
– Англичане говорят: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Потому что дети повторяют родителей. Знаете, какой главный стресс ждет родителей, когда они отдают детей в школу или садик? Система воспитания в семье подвергается проверке обществом. Что говорит и как ведет себя ребенок – “калька” с поведения родителей. Именно с этим зачастую связаны разнообразные кризисы.
– И как же нужно себя воспитывать?
– Тут уж каждый сам решает. Но хорошо бы соблюдать последовательность. Так что родителям, а также бабушкам, дедушкам, тетям и дядям предстоит договориться между собой. Хотя бы в отношении того, что запрещено, а что разрешено. Ведь это во всем проявляется: можно ли ребенку есть конфеты, трогать кошку, рисовать на обоях, гулять босиком по траве, лепить пирожки из грязи… Ребенок очень быстро соображает, что и кто ему позволяет, и дальше уже сам занимается воспитанием родителей и прочих близких взрослых. Хотя и это может вас устраивать. Но будьте готовы, что ваш ребенок станет привычно вести себя и вне семьи. Так что окружающим быстро становится понятно, кто в вашем доме хозяин и как на самом деле вы ведете себя за закрытыми дверями своей квартиры.
– Говорят, сейчас дети очень быстро и умело начинают пользоваться девайсами вроде смартфонов и планшетных компьютеров…
– Если вы хотите узнать о пользе или вреде этой тенденции, то каждый должен сам для себя это решать. Просто нужно отдавать себе отчет, что такие вещи, безусловно, делают проще жизнь родителей. Ребенок отвлекается на это точно так же, как на просмотр бесконечных телевизионных каналов или компьютерные игры. Только потом не нужно жаловаться, что ваш ребенок не желает читать, писать ручкой и рисовать карандашами и кистями. Впрочем, если нужно занять ребенка чем-то в дороге, к примеру, это очень удобный способ. Помните такое стихотворение: “Каждый выбирает для себя”? Там есть такие строки: “Выбираю тоже, как умею, ни к кому претензий не имею”. Так вот именно это, на мой взгляд, ключ к верному поведению родителей с детьми. Просто нужно помнить, что, если вы сами не читаете книг, а предпочитаете общение в социальных сетях, глупо ожидать, что ваш ребенок будет упорно стремиться к чтению и не будет интересоваться девайсами.
Не усердствуйте
Психолог Марина УРЧИНОВА советует не слишком увлекаться развитием собственного чада:
– Как бы странно это ни звучало, я против особенного рвения родителей развивать своих детей. Еще недавно мы сетовали на то, что родители не умеют заниматься своими собственными детьми, что пропала преемственность навыков воспитания, что молодые мамы и папы представления не имеют о том, через какие стадии происходит взросление детей и какие проблемы могут их ожидать. А сегодня на помощь всем пришли книги, центры детского развития, специальные телеканалы, программы и психологи.
– Разве это плохо?
– Это очень хорошо, но если без фанатизма. Даже доктор Бенджамин Спок, которого любили в прошлом веке родители и клеймили педагоги, советовал родителям разумно относиться к многочисленным методикам воспитания, выбирать из них лучшее и совмещать. А сейчас вовсе не анекдотическая ситуация, когда мама приводит ребенка в центр детского развития, а сама буквально в истерике бьется. Она прочла книгу Ибуки Масару “После трех уже поздно” и пребывает в глубочайшем отчаянии, ведь ее годовалый ребенок до сих пор не играет в шахматы и не выучил ни одного иностранного языка! Так что сейчас в центрах начинают воспитывать еще и родителей. Хотя все они – образованные люди, к тому же изучившие множество специальной литературы.
– А как же выбрать из множества различных систем?
– Я бы посоветовала не слишком забивать себе голову различными техниками развития. Проще пойти по другому пути: найти правильных специалистов.
– Квалифицированных?
– Как это ни удивительно, лучше смотреть не в диплом, а в глаза. Родители должны выбрать в воспитатели человека, которому доверяют. Пусть лучше у него чуть меньше красочных сертификатов на стене кабинета, зато он явно умеет обращаться с детьми, располагать их, заинтересовывать. Это, кстати, и самих родителей касается: только через интерес можно привить ребенку какие-то знания и навыки. И если школьника еще можно порой заставить что-то учить, то малыш будет делать лишь то, что ему интересно.
– И этого достаточно?
– Давайте поговорим откровенно. Вот вы отдали своего ребенка в очень хороший центр. Там его обучили основам нескольких языков, танцам и пению, рисованию и лепке, чтению и арифметике. Вы счастливы, ведь вы сделали все, чтобы ваш ребенок прошел все ступени раннего развития. И вот он попадает в школу… Все! Если у вас уже недостаточно средств, чтобы и в школе его усиленно развивали, то вы попали в ловушку собственных амбиций. Потому что сначала ребенку в обычной школе будет скучно, потом он расслабится, и дальше процесс качественного обучения будет нарушен.
– То есть не стоит вообще заморачиваться ранним развитием малыша, пусть растет себе спокойно?
– Развивать детей, безусловно, нужно. Только не надо в этом слишком усердствовать и пытаться непременно вырастить гения. Если в нем есть задатки гениальности, то они проявятся. Просто помогайте ему найти свои таланты, предлагая разные сферы деятельности. И поддерживайте его в том, что нравится ему самому, а не вам.
Разговаривают дети:
– Зачем ты читаешь эту книгу о воспитании детей?
– Контролирую родителей, не перегибают ли они палку.