В эти дни в Казахстане начинается весенняя кампания по призыву на действительную военную службу в ряды Вооруженных сил. Это значит, что тысячи юношей, достигших призывного возраста, а именно – 18 лет, получат повестки из военкоматов по месту прописки. Спортсмены – не исключение.
В “КАРАВАНЕ” (от 11 марта 2016 г., № 9) в материале “Дамир Рыспаев готов служить в армии” мы рассказывали о том, что тафгай столичного хоккейного клуба “Барыс” готов отдать священный долг Родине. Однако среди казахстанских спортсменов есть и те, кто по тем или иным причинам избегает службы в рядах Вооруженных сил РК.
Два документа
В распоряжении нашей редакции оказалось два любопытных документа – повестки для осеннего призыва 2015 года в казахстанскую армию на имя Бауыржана Исламхана, а также Улана Конысбаева. Оба – футболисты команд-мастеров, выступающих в премьер-лиге: первый – за алматинский “Кайрат”, второй – тогда за шымкентский “Ордабасы”. Обоим было на тот момент больше 18 лет – Исламхану – 22 года, Конысбаеву – 26 лет. Оба вызваны в сборную Казахстана на предстоящие товарищеские матчи против команды Азербайджана (26 марта) и Грузии (29 марта).
Однако в прошлом году футболисты, которые были прописаны в Таразе, избежали призыва на действительную военную службу. Военком этого города подполковник Ермек Абдуллаев в интервью моей коллеге с медиа-портала “365info.kz” в октябре 2015 года говорил следующее:
– Насколько мне известно, по адресу, где они состоят на учете, моим сотрудникам дверь никто не открыл, дома никого не было, а соседи сказали, что они в Алматы. Так что повестки, скорее всего, остались неврученными. Они (Исламхан и Конысбаев) должны явиться для уточнения, пройти медкомиссию: годен или не годен. Даже они могут уйти не годными по состоянию здоровья. Повестка не означает, что мы их в армию заберем. Может, женаты, ребенок есть или другие причины. Если есть ребенок, в армию не забираем, отсрочка до 27 лет сразу.
— А если они уклоняются и дело передается в полицию, их находят, какая-то уголовная ответственность есть?
— Есть административная – за неприбытие. Если открыто будет уклоняться, говорить “не буду служить”, – тогда уголовная ответственность.
– Какое предусмотрено наказание?
– Это влечет штраф 1 000 МРП, это 1 миллион 980 тысяч тенге (на осень 2015 г. – Прим. авт.). Но если будет отказываться служить путем симуляции болезни, подлога документов, то уже могут и закрыть. Срок я вам не могу назвать, у меня Уголовного кодекса под рукой нет. В данном случае я вызываю их в военкомат уточнить: может, у них есть дети, может, они студенты.
– Ваши дальнейшие действия?
– Пока они свои документы не предоставят, что у них есть законная отсрочка, я от них не отстану.
Пять месяцев
С тех пор прошло пять месяцев. Со дня на день начнется весенний призыв. Оба по-прежнему играют за клубы казахстанской премьер-лиги. Разве что Конысбаев поменял команду и защищает теперь цвета ФК “Атырау” из одноименного города. Мы позвонили г-ну Абдуллаеву в Тараз, чтобы узнать, чем закончилась история с повестками.
– Мы выяснили, что футболисты поменяли места прописки, – говорит Ермек Бекпенбетович, уже полковник. – Конысбаев теперь прописан в Астане, а Исламхан – в Алматы. Поскольку призывы в армию ведутся по месту прописки, то мы отправили личные дела этих молодых людей в те города, где они прописаны: Конысбаева в управление по делам обороны Алматинского района города Астаны, а Исламхана – в управление по делам обороны Алатауского района Алматы.
– То есть их личные дела в прокуратуру переданы не были?
– Верно. В конце прошлого года мы сделали еще один запрос и выяснили, что эти юноши поменяли места прописки. А учет, повторяю, ведется по месту жительства.
– Но повестки-то им будут вручены?
– Обязательно. Но теперь это в функциях районных военкоматов. Хотя оба являются нарушителями. Когда они прописывались на новых местах, они обязаны были встать на учет по месту жительства.
Три вопроса
Дозвониться до отдела по учету призывников в этих районных ведомствах труда не составило. Однако в УДО Алматинского района Астаны нам заявили, что “хотя дело призывника Конысбаева и получено, но вряд ли он пойдет служить, потому что, во-первых, футболисты не служат, а во-вторых, Улану в мае этого года исполняется 27 лет, а значит, он уже не будет являться призывником”.
В УДО Алатауского района Алматы относительно Бауржана Исламхана представитель отдела по учету призывников ответила на наши вопросы так:
– Дело Исламхана мы получили. Однако он по тому адресу, который указан, не проживает. Наши сотрудники приходили туда, адрес липовый. Он там никогда не появлялся и не появляется.
– Ваши действия?
– Мы подали в розыск!
– Но зачем! Бауржан выступает за алматинский “Кайрат”. Значит, живет где-то в Алматы.
– Я не знаю, где он работает или выступает! Его не нашли по месту прописки, на учет к нам в военкомат он не встал. Следовательно, мы подали в розыск!
Кстати, Исламхан играл в последнем матче чемпионата Казахстана за свой клуб в гостях против кокшетауского “Окжетпеса”, который закончился со счетом 1:1 и прошел в минувшую субботу. Однако на наши звонки он не отвечает. Руководство “Кайрата” в лице директора клуба Малика Кушалиева тоже не соизволило ответить на три наших вопроса, а именно:
1. Знают ли в “Кайрате”, что Исламхан является призывником?
2. Как они собираются выходить из сложившейся ситуации?
3. Знают ли уважаемые господа, что сотрудники УДО Алатауского района Алматы подали в розыск на Исламхана?
Кстати
В распоряжении нашей редакции есть еще одна повестка на службу в армию, адресованная вратарю сборной Казахстана по футболу, а также игроку российского футбольного клуба “Ростов” Стасу Покатилову.
Стас родился 8 декабря 1992 года в Уральске. Свою профессиональную футбольную карьеру он начал с 16 лет в “Акжайыке”. Затем голкипер отыграл в “Шахтере” и “Актобе”, а 26 февраля 2016 года Покатилов стал игроком российского футбольного клуба “Ростов”. Цвета казахстанской сборной Стас защищает с 2015 года.
В документе сказано, что 20 марта 2016 года Стасу Покатилову нужно было явиться в управление по делам обороны города Уральска. По нашей информации, в назначенный день в военкомат он так и не пришел.
Корреспондент “КАРАВАНА” связался с представителем пресс-службы ФК “Ростов” Никитой Куриленко для того, чтобы узнать, как намерены поступить в российском клубе по отношению к Стасу:
– Это личное дело самого футболиста. Мы этот момент никак прокомментировать не можем, – ответили нам.