Евразийская интеграция: от идеи до реализации - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Евразийская интеграция: от идеи до реализации

Евразийская интеграция: от идеи до реализации

Исполняется 25 лет со дня обнародования Евразийской инициативы Президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА.

  • 12 Февраля 2019
  • 1242
Фото - Caravan.kz

– Инициатива была озвучена в стенах Московского государственного университета 29 марта 1994 года. С тех пор процесс сближения некоторых постсоветских государств, возникший в результате распада СССР, называется евразийской интеграцией. Хотя 25 лет назад такого термина не существовало, – отмечает руководитель ОФ “Мир Евразии” политолог Эдуард ПОЛЕТАЕВ. – Сегодня это понятие используется достаточно широко и государственными деятелями, предпринимателями, учеными, бизнесменами, политиками, экспертами и т. д. Это органичная часть политического лексикона не только в ближнем, но и дальнем зарубежье.

По словам политолога, в основе данного интеграционного процесса – экономический прагматизм, уважение суверенитета и независимости наших государств, добровольность интеграции, равенство и открытость евразийского пространства.

Как считает Эдуард Полетаев, несмотря на то что отдельные аналитики считают создание ЕАЭС несколько замедлившимся, процесс идет, и при этом возникающих проблем никто не скрывает. А сама идея главы государства воплощается в жизнь.

С этим согласен и руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов центра геополитических исследований “Берлек-Единство” Алексей ЧЕКРЫЖОВ. Эксперт отмечает, что интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявляют и другие страны мира. По его мнению, ЕАЭС – молодая организация, а потому максимум эффективности развития этого интеграционного объединения впереди.

Валерий ФЁДОРОВ
Валерий ФЁДОРОВ

Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий ФЁДОРОВ приводит данные регулярных опросов. Судя по цифрам, в России все больше появляется сторонников Евразийского экономического союза. Так, если в 2014 году на вопрос о том, чем должен заниматься ЕАЭС, 37 процентов респондентов при ответе делали акцент на торгово-экономическом сотрудничестве, а 41 процент затруднялся ответить на него, то в 2019 году уже 51 процент опрошенных по-прежнему выступает за торгово-экономическое сотрудничество. А 40 процентов отмечают положительные сдвиги вследствие развития ЕАЭС в виде улучшения уровня жизни, появления более дешевых и качественных товаров и сохранения безвизового режима.

Любопытна оценка россиянами деятельности Президента Казахстана. Если в 2006 году Нурсултан Назарбаев как политик вызывал чувство уважения у 19 процентов респондентов, то в 2019 году этот показатель достиг уже 33 процентов. Торговые войны, падение тенге и долгие переговоры с Западом — что может произойти с ЕВРАЗЭС в этом году

74 процента жителей РФ полагают, что Президент Казахстана проводит дружественную политику по отношению к их стране.

Директор центра актуальных исследований “Альтернатива” Андрей ЧЕБОТАРЁВ считает, что ЕАЭС нужно наполнять новым содержанием в виде расширения межрегионального сотрудничества, инвестиционных проектов, ибо это конкретный проект для конкретных людей.

Об опасности того, что ЕАЭС может застопориться окончательно, если его институты не будут реально работать, когда решение наднационального органа не выполняются, заявляет главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Вячеслав ДОДОНОВ.

Вячеслав ДОДОНОВ
Вячеслав ДОДОНОВ

С ним согласна и президент ОФ “Центр социальных и политических исследований “Стратегия” Гульмира ИЛЕУОВА. Как считает социолог, вопрос евразийской интеграции в информационном пространстве очень мало освещается. Фон же либо никакой, либо негативный. Если так дальше пойдет, то поддержка объединения в Казахстане будет заметно снижаться.

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ирина ЧЕРНЫХ напоминает:

– У истоков речь шла о модели европейской интеграции, и наш Президент несколько раз подчеркивал это. Та аналитика, та информационная поддержка, которая шла по евразийской интеграции, по сути, повторяла то, что было исследовано по европейской. Не скрывалось, что идет заимствование каких-то форматов. Если коллегии смогут сказать, что нового в ЕАЭС, с удовольствием послушала бы.

Поскольку мы идем по европейскому образцу, все, что обсуждается (в том числе интеграционные кризисы), являет собой естественный процесс, который прошла Европа. Это рабочая ситуация, складываются рабочие механизмы.

С моей точки зрения кризисы способствуют развитию институциональной культуры. Скачок может произойти в рамках развития евразийской интеграции, после того как элиты, участвующие в институтах ЕАЭС, начнут мыслить наднационально, а не национально. Мы говорим, что нам нужно это объединение, оно будет облегчать экономическое сотрудничество между странами, способствовать улучшению жизни населения. И это действительно так.

Ирина ЧЕРНЫХ
Ирина ЧЕРНЫХ

– Есть ли у нас альтернатива? – задалась вопросом Ирина Черных. – Есть ли у стран постсоветского пространства некий более эффективный путь, чем ЕАЭС? Нужно подумать. Когда выходим на практику и конкретные механизмы, то мы сталкиваемся с определенными лоббистскими институтами, с элитами, которые не хотят что-то поддерживать. Кстати, Евросоюз прошел этот же этап. Я помню, что в начале 90-х, когда здесь было открыто представительство европейской комиссии и мы имели с факультетом международных отношений частые беседы и дискуссии, большинство сотрудников представительства говорили: “Наша проблема в том, что мы до сих пор мыслим национальными категориями и пытаемся лоббировать интересы наших стран”. Когда мы выйдем на наднациональное сознание, когда все функционеры разных стран будут не лоббировать интересы своих стран, а думать системно, говоря об общей интеграции и общих вопросах, которые нужно решать, будет, наверное, прорыв.

По мнению историка, было бы полезно провести опрос, как оценивают ЕАЭС бизнесмены разных стран, получают ли они выгоду от экономической интеграции.

Кубабек РАХИМОВ
Кубабек РАХИМОВ

Председатель комитета торгово-промышленной палаты Кыргызстана по вопросам промышленной политики, экспорта и инфраструктуры Кубабек РАХИМОВ считает:

– Для того чтобы было взаимопроникновение идей и проектов, нам необходима координация работы евразийских аналитических центров, мы должны чаще встречаться, обмениваться информацией и, конечно, уходить от общих слов. Должны быть конкретные четкие проекты, а нам, как интеллектуалам, нужно давать необходимую подложку для всего этого.

– По мере того, как интеграция должна была углубляться, она начинала все больше буксовать. Это закономерный итог – идеи и формы экономической интеграции стали вступать в противоречия с интересами крупных лоббистов, – отмечает Вячеслав Додонов. – То, что сейчас говорится о пробуксовке, это действительно так. Сегодня больше всего в Казахстане обсуждается мифическая, откуда-то сброшенная тема о планах по введению единой валюты. На основании того, что к 2025 году должно быть единое финансовое пространство. Никогда ни в одном документе, ни в одном выступлении высокопоставленных чиновников ЕАЭС, ЕЭК данная тема не поднималась "Думать о единой валюте ЕАЭС категорически нельзя": казахстанский аналитик о важности изучения опыта Евросоюза

Старший преподаватель кафедры “Государственная и общественная политика и право” Алматы Менеджмент Университета (“AlmaU”) Александр ГУБЕРТ считает, что евразийская интеграция и в нашей стране, и в России воспринимается по-разному и соответственно имеет своих сторонников и противников.

– Противники Евразийского союза, как правило, оперируют некими показателями и цифрами, которые якобы говорят не в пользу экономики РК. Говорят о каком-то ущемлении национальных интересов, – отметил он. – Не берусь судить и оспаривать эти утверждения, поскольку специалистом здесь не являюсь и сам такой анализ не проводил.

Но логика исторического и экономического развития других регионов показывает однозначно, что объединение государств с целью облегчения и упрощения деятельности ведет к улучшению жизни народов и прогрессу.

Любой пример интеграции только подтверждает этот тезис. Ограничение экономик таможенными и иными барьерами, различие в стандартах мешает, а значит, замедляет и вредит всем. Я уже не говорю о том, что любое ограничение в рамках национальных границ тормозит развитие самого общества, ведет к его архаизации и делает неконкурентным.

По мнению Александра Губерта, даже само геополитическое расположение двух самых крупных участников ЕАЭС – Казахстана и России – обрекает наши страны на сотрудничество. Евразийская инициатива Нурсултана Назарбаева за время, которое прошло от идеи до ее воплощения, показала свою правильность.

Если не мешать естественному ходу событий, а подкреплять его разумной государственной и экономической политикой, то и результат будет соответствующий.

Другое дело, что на этом пути много проблем, но должна быть реализована политическая воля, и эти сложности должны не замалчиваться, а открыто обсуждаться, прежде всего специалистами, которые непосредственно заинтересованы в развитии своих отраслей. Должны говорить бизнесмены, ученые, производственники, деятели культуры и искусства.

Алматы