Жиру – бой!
20 ноября – важная дата для всего мира. Именно в этот день 30 лет назад была принята Конвенция о правах ребенка. 25 лет назад к ней присоединился и Казахстан.
В канун праздника представительство Детского фонда ООН в РК опубликовало анализ положения детей в нашей стране.
Среди основных проблем, требующих решения, аналитики международной организации отмечают долю предотвратимых детских смертей, травматизм, доступ к качественному образованию для всех, включая детей с инвалидностью, вопросы питания и растущего ожирения подрастающего поколения.
А также равные возможности для всех детей, особенно самых уязвимых: детей без родительского попечения, детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, детей-мигрантов, детей с хроническими заболеваниями. Подробнее о проблемах в преддверии их дня рассказали сами дети.
– Я была шокирована, когда узнала, что специалисты по маркетингу целенаправленно ставят сладости на самые видные полки в магазине! Для них важнее всего прибыль, а не наше здоровье, – говорит об источниках детского ожирения столичная школьница Александра.
Она – один из авторов проекта цифровизации школьных столовых. Сейчас идея активно внедряется в Нур-Султане: еду в школе дети покупают не за наличку, а по карточкам. И родители по чеку видят, чем питался ребенок: сосиской в тесте или взял себе полезный супчик. Доктор Комаровский раскрыл причину эпидемии детского ожирения в Казахстане
Каждому по потребностям?
Другой школьник Аян в день самоуправления стал учителем в инклюзивном классе.
– Мне педагог этого класса объяснил, как надо вести себя. Было тяжело: надо было не только объяснять тему для всех, но и следить, чтобы детям с особыми потребностями было комфортно, – вспоминает Аян.
Его школа входит в те самые 50 процентов казахстанских школ, обеспечивающих инклюзивное образование. Вот только обеспечивает ли?
– У нас учатся дети, которые передвигаются на инвалидных колясках и специальных опорных предметах. Но, увы, в нашей школе нет специальных лифтов и пандусов на лестницах. Это очень сильно усложняет передвижение между этажами. Но мы всегда помогаем поднять коляску до второго этажа – нам несложно, – с детской непосредственностью поведал школьник о том, что, наверное, директор родной школы постарался бы скрыть.
Как признает представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван ДИЗЕН, проблемы с образованием детей с особенностями развития в Казахстане есть. Но, с другой стороны, есть и желание их решить.
– Построение инклюзивного образования и инклюзивного общества – очень сложный, длительный и дорогостоящий процесс. Кроме самой инфраструктуры необходимо разработать и внедрить подходы к таким детям, выстроить систему таким образом, чтобы были учтены интересы каждого ребенка. Для этого нужно дополнительное образование для педагогов и многое другое. И одна из важнейших вещей – преодолеть стигматизацию и стеснение в общении с особенными людьми. И это касается не только школ, но и общества в целом, – говорит Артур ван Дизен.
К терапевту за антидепрессантами
Одной из важных проблем Казахстана эксперты считают психическое здоровье подростков. Уже много лет наша страна – в числе лидеров по количеству детских суицидов. Как отмечает эксперт ЮНИСЕФ в Казахстане Айгуль КАДИРОВА, за последние 10 лет государство многое сделало для того, чтобы изменить эту статистику: ввело в каждой школе должность школьного психолога, сделало эту профессию доступной в поликлиниках и центрах поддержки семьи. Но беда в том, что по-настоящему достаточно психологов и психиатров в городе. В сельской местности их по-прежнему не хватает.
– Уровень суицидов среди подростков в селе был выше, чем в городе. Несколько лет назад статистика была примерно семь к одному. Причин много, среди которых основные – плохой доступ к психологической помощи, низкий уровень знаний о психологическом здоровье взрослого населения. Также надо учитывать, в селе больше распространена бедность, выше загруженность родителей и опекунов, которые могут не заметить состояние ребенка и высокий уровень стигмы. У нас были случаи, когда выявляли детей с серьезными проблемами психологического здоровья, но родители в силу предубеждений отказывались от помощи, – рассказывает Айгуль Кадирова.
Чтобы обеспечить сельскому населению хотя бы доступ к психологической помощи, казахстанские власти решили по примеру международной практики сделать так, чтобы консультации оказывали в поликлиниках врачи общей практики. Их квалификации, как уверены чиновники и эксперты, вполне хватит для того, чтобы распознать у человека депрессию и тревогу. А именно они зачастую становятся причинами для подросткового суицида.
Буллинг – секрет Полишинеля
Среди других причин – психологическая травма, стресс. Спровоцировать их может что угодно: переезд, напряженные отношения в школе… Впрочем, из-за последнего подростки особо “не парятся”.
В кулуарах обсуждения анализа ЮНИСЕФ решила поспрашивать детей о том, сталкивались ли они с травлей в школе и как борются с этой тенденцией.
– Да везде такое есть! Надо просто не обращать внимания, – пожимали плечами большинство присутствующих.
К родителям из-за издевательств, наездов старшеклассников или ровесников даже активисты, как выяснилось, идти не торопятся.
– Если ты скажешь классному руководителю или родителю, тебя сразу все будут считать кидалой или “красным”. Так ты только ухудшишь отношение к себе. Считай, сразу станешь ниже плинтуса. А там, как понимаете, ничего уже нет, – разоткровенничался один из подростков.
С “красных” в школах могут и попросить пояснить за слова, а могут и поставить на счетчик. Выплата дани более старшим или сильным, кстати, одно из самых популярных наказаний за неправильное поведение, неумение постоять за себя… Да за всё!
Хотя, как заверил меня один из детей, в казахстанских школах не так все плохо: предъявляют тем, кто сломает или потеряет чужую вещь или пронесет в школу запрещенные предметы. А вот в российской школе, как признался один ученик, его одно время унижали за внешность. "Всё, что захотим, — отдашь": подростки сняли на видео изнасилование одноклассницы и шантажировали его распространением
– Есть, конечно, и те, кто рассказывает об издевательствах родителям или учителям. Иногда после разборок со взрослыми травля прекращается, но чаще всего становится только хуже, – рассказывает мальчик.
Как уверены дети, учителя зачастую понимают, кто в классе жертва, а кто – агрессор. Следовательно, какой смысл жаловаться?
– Но вообще, сейчас же везде камеры наблюдения. Если директор школы хочет решить проблему травли, наверное, он может это сделать, – задается резонным вопросом одна из девочек.
Ну а пока взрослые предпочитают делать вид, что буллинга в школах нет, дети воспринимают его словно такой же атрибут школьной жизни, как, к примеру, тяжелые учебники или необходимость делать поделки к праздникам. Не особо приятно, но всегда есть варианты избежать повинностей. Ну а если и не удалось отвертеться, это все закончится после выпускного.
НУР-СУЛТАН