На прошлой неделе главный учитель страны Ерлан Сагадиев заявил, что в следующем году, возможно, Единое национальное тестирование и комплексное объединят в одну пытку для подрастающего поколения. Ключевое слово здесь – “возможно”. С одной стороны, логично. Если сдача ЕНТ – пропуск для поступления в вуз, то зачем еще и КТ? Тем более что эти “удовольствия” – немалые потери для бюджета страны. С другой – кто-то считал экономику предыдущих “реформ” в этой области? Кто и что выиграл? Попробуем разобраться.
В течение года министерство изучало предложения родителей, педагогов и вообще неравнодушных людей – чтобы школьников учили учиться, а не натаскивали на умение дать правильный ответ и заработать вожделенные баллы. Кстати, позавчера началось повторное ЕНТ для тех выпускников школ, которые провалили первую попытку. Для кого она и зачем?
Прокомментировать эту “революцию” “КАРАВАН” попросил директора образовательного центра “TMpressio”, эксперта ЮНЕСКО Василия ШАХГУЛАРИ.
Не бойся, когда не знаешь. Бойся, когда знать не дают
– Сам не понимаю, – разводит руками Василий Шахгулари. – Если министерство за уши тащит неудачников в вузы, то тогда должно признать, что в Казахстане введено всеобщее высшее образование. А зачем вузам эти неудачники? Да, возможно, кому-то не повезло: нервы, стресс. Да, возможно, вторая попытка для хорошо обученных будет удачной. Но ЕНТ – не показатель качества полученных знаний, а одна из форм их контроля. И вовсе не показатель творческих способностей. В наших реалиях мало внимания уделяют развитию способностей учащихся. Идет усреднение потока знаний. Думать, анализировать, делать выводы – не учат. Поэтому “на выходе” мы получаем не творческую личность, а рядового исполнителя, клерка. Редкие исключения только подтверждают это правило. В России тоже сдают аналог ЕНТ – ЕГЭ, Единый государственный экзамен. МГУ, например, проводит дополнительный отбор. Ему нужны лучшие кандидаты, а не лузеры. Внести изменения в ЕНТ предлагают в РК
– Ну да, лузеры. У меня в школе всегда были пятерки по истории – а в одной четверти заработал “трояк” у этой “истерички”. В универе поругался с одним преподом – сразу пересдача! Почему?
– Потому что педагоги не сумели объяснить, зачем вам нужны эти знания. А вы сами поняли (хитроватая ухмылка), в чем ошибка? Зачем люди поступают в вузы? Чтобы расширить или углубить свои знания в той или иной области? Чтобы поднять свой статус? Получать хорошую зарплату? Многие ли юристы и экономисты, которых понавыпускали наши вузы, стали знаменитыми? Они сильно проявили себя в жизни?
– Загадками говорите, Василий Вачикович…
– Некоторые наши студенты, которые легко поступают в вузы, летом выезжают за границу – чтобы деньги заработать и свой английский подтянуть. В тех же США. Когда их тестируют перед отъездом, им задают простые жизненные вопросы. Например, что вы станете делать, если не найдете работу, потеряете деньги или документы? И эта наша школьная “элита” не смогла ответить! Ее к жизни не готовят.
“Звонок” на первую “перемену”
В. Ш.: Почему в ЕНТ каждый год вносят изменения? С какой целью – никто не поясняет. Сами не знают? Думаю, пора потратить какие-то деньги, чтобы независимые эксперты проанализировали все эти эксперименты и дали свое заключение: где были успехи, где явные просчеты. И их последствия.
– Полагаю, у министерства нет денег да и желания тратить их на исследование собственных ошибок.
– А сколько уже госбюджет потерял на них? И сколько еще потеряет?
Наука и жизнь – разные планеты
– В лучших вузах Америки и Европы основная задача преподавательского состава – помочь студентам научиться решать проблемы разного характера. Это называется менторское сопровождение. Удачное может дать неожиданные результаты. Правильная мотивация нужна! Главная задача педагога – не столько дать подопечному знания, сколько научить анализировать, делать выводы.
– В казахстанских вузах это не провоцируют?
– Несколько лет назад на одной конференции я предложил создавать группы из одаренных студентов. Такие м-м-м… инкубаторы. Но все опять уперлось в деньги. Пришлось бы финансировать специальные площадки, классы, лаборатории. У меня когда-то была группа в КазНУ, в которой было 18 “алтынбелгишников”. Но работал с ней недолго. Хорошие были ребята и девчонки.
– И где они сейчас?
– Министерство образования, к сожалению, не отслеживает, куда уезжают лучшие мозги наших университетов, институтов. Нет статистики. За это никто не отвечает.
– И что делать?
– Я скажу. Приготовьтесь. Предлагаю восстановить нормальные выпускные экзамены в школах по основным предметам и по всем уровням обучения. И устроить вступительные экзамены поступившим в вузы только после первого семестра.
– Упс-с-с… И что это даст?
– Рассказываю. Во многих вузах мира вступительных экзаменов вообще нет. Допустим, абитуриент хочет стать инженером-металлургом. Но не очень представляет, что это такое. Через полгода у него глаза открываются – какой “горячий” и нелегкий этот хлеб. А у нашего студента когда такое просветление наступает? В той же Турции, например, студенты меняют отношение к будущей профессии через полгода-год. У нас неправильный выбор специальности может сломать всю биографию человека. Если посмотреть статистику, то треть наших студентов готова специализацию поменять через полгода-год. Но не меняет. В РК больше 14 тыс выпускников провалили ЕНТ
– Учатся ради “корочки”?
– Считаю, что первый семестр нужен только для выявления уровня подготовки студента, его амбиций и профпригодности. А потом ему надо подсказывать, куда идти дальше. Ни школа, ни вузы у нас не подсказывают. В педагогике есть такие понятия, как входящий контроль, текущий и промежуточный. А завершающего нет! Много реформ. А где анализ и прогностика (стучит пальцем по столу)? Выпускник школы должен подтвердить свои знания, полученные за все годы обучения. Кто подтвердил в ходе ЕНТ – тот прошел. Ни в школах, ни в вузах преподаватели не озабочены судьбой своих выпускников. На это у них нет ни времени, ни желания.
Неразумного учить – что в бездонную кадку воду лить
– Василий Вачикович, в России был эксперимент. Люди, которые не отличали Достоевского от Маяковского, не сдавали гуманитарные предметы. Кто не видел разницы между корнем квадратным и гипотенузой – не сдавали алгебру с физикой. Справедливо?
– Ну, елки-палки, я миллион лет про это говорю! В нашем образовании до сих пор поклоняются “Дидактике” Яна Амоса Коменского – “учить всех всему”. Триста лет этому учению, которое давно себя изжило. А в нашем министерстве образования до сих пор ему поклоняются. Наверное, нет там человека, который бы рискнул взять на себя такую ответственность. Смотрите, моя логика такая: физики сдают в школе свои предметы, лирики – свои. Потом после первого семестра в вузах им помогают определиться с будущей специальностью. А экзамены покажут, кто и насколько готов к ней в реальной жизни. В Финляндии за основу взяли систему образования СССР – почти 80 процентов. И школьникам до 7-го класса там вообще оценки не ставят. Их учат учиться понимать науки и учат жизни. А у нас дети до сих пор учатся ради оценки. И в вузах такая же схема.
– Выходит, ЕНТ – это не оценка знаний, а роботизация сознания?
– А кто-нибудь когда-нибудь ответит за сломанные судьбы? Который год школьников и их родителей штормит от этих ежегодных экспериментов. Опять меняют правила игры. А что они покажут: выпускники школ прошлого года хуже или лучше нового? А по каким параметрам вузы станут оценивать абитуриентов? Им опять новые шарады разгадывать?
– А как вы прокомментируете рекорд юной алматинки, набравшей максимальное количество баллов в ЕНТ, – 140?
– Хм-м-м… (Пауза с улыбкой.) Выучить ответы на все вопросы – не-воз-мож-но. Наверное, это талант, который надо холить и лелеять, помогать расти, чтобы потом не потерять. Такие студенты на вес золота. Это будущее страны. Окончив вуз, они рискуют потерять все стимулы к саморазвитию. Поймите, у них другое восприятие мира, другая система ценностей. Они кайфуют от новых знаний. А когда устраиваются на работу по специальности, им говорят: забудьте всё, чему вас учили! Ломают психологию, ломают знания. И тогда личность “схлопывается”. Я диссертацию по этой теме писал. Много могу тут наговорить.
“Звонок” на “вторую перемену”
– Оценка по предмету не всегда может быть объективной. Студенту, вступившему в спор с преподавателем, это может “икнуться” в будущем. Так было во времена СССР…
– Это и сейчас случается. Открыто напоминают “бунтовщику”: потом вспомнишь, кто на экзамене главный. Во многих вузах внедрили такую штуку, как “преподаватель глазами студента”. Администрация учебных заведений с ее помощью может выявлять таких необъективных работников. Если в группе 1–2 “бунтаря”, можно разобраться в этом споре. Если больше – это уже конфликтная ситуация, которая разрушает учебный процесс. Уважающий себя вуз такого не потерпит – это сказывается на его репутации. В социальных сетях студенты могут много чего написать о своих преподавателях. Плюс не всегда объективные комментарии. Это дает сильный резонанс. Зачем такой имидж? Это важный индикатор.
– Разве преподаватель заинтересован в том, чтобы у него были отстающие?
– (Ухмылка и смешок.) Из каких показателей состоит рейтинг преподавателей? У него функций (чиркает рукой по горлу) – во! Все думают, что это человек, который в классе или аудитории просто лекции читает, и за это ему какие-то оценки ставят. Нет! У него научная функция, методическая, учебная, воспитательно-педагогическая, общественные нагрузки, которые совсем не обязательны и не оплачиваются. И это еще не все. А гонки за красивыми цифрами ни в школах, ни в вузах еще никто не отменял. Да, недавно в вузах начали укрупнять группы. Я считаю, это совсем катастрофа. Как в таких условиях достучаться до каждой индивидуальной головы? Повторяю, нужны серьезные научные исследования всех последних реформ, чтобы понять: куда мы движемся? Какие цели у нас? Дорого? А вы понимаете, что потом мы можем потерять еще больше?
АЛМАТЫ