Две трети ресторанов, клубов и кафе в Казахстане разорились и сменят владельцев - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Две трети ресторанов, клубов и кафе в Казахстане разорились и сменят владельцев

Две трети ресторанов, клубов и кафе в Казахстане разорились и сменят владельцев

Только по Алматы потери составляют 10 тысяч из 15 тысяч объектов.

  • 21 Мая 2021
  • 7814
Фото - Caravan.kz

Это прямой ущерб общепиту от карантина с начала 2020 года, говорит Вероника НУРПЕИСОВА, советник председателя Ассоциации общественного питания РК.

– Вероника Игоревна, уже две недели, как главный санврач разрешил использовать приложение “Ashyq” для работы ресторанов, кафе, банкетных залов и караоке. Сколько предприятий в Алматы уже получили это право?

– Сейчас мы отработали порядка 3 тысяч объектов. Они получили QR-коды, чтобы обслуживать гостей не только на летних площадках, но и внутри помещений. Думаю, что до конца июня разрешение получат еще около 1,5 тысячи объектов общепита.

– А сколько таких объектов было в южной столице раньше?

– До пандемии у нас было порядка 15 тысяч кафе, ресторанов, столовых, караоке- и ночных клубов, банкетных залов и других заведений. К локдауну осталось около 4,5 тысячи заведений.

– То есть 10 тысяч закрылись?

– Да. У нас же еще 40 процентов рынка пока не начали работу, не возобновили. Всего, по моим подсчетам, не откроется около 5 тысяч объектов, но эта цифра приблизительная.

Вы, наверное, заметили, что меню в кафе сократилось, часто не все блюда есть. Процентов на 60 подорожали продукты по сравнению с прошлым годом. Коммунальные тарифы выросли на треть. Несмотря на это, цены в заведениях выросли только на 10–15 процентов. Мы сейчас работаем на идею, чтобы сохранить свое дело и рабочие места.

Доходного бизнеса в общепите сейчас нет. Это видно и по тому, какие объекты работают: кофейни, столовые и кафе с пакетным предложением типа “купи сет и получи 2 кружки пива бесплатно”.

Средний чек упал на 70 процентов. Сейчас он 3,5–4 тысячи тенге на человека. Был – 10–12 тысяч. Мы видим отток гостей.

Вероника НУРПЕИСОВА
Вероника НУРПЕИСОВА

Сегодня средний долг владельца объекта общественного питания в Алматы и Нур-Султане – от 15 до 25 миллионов тенге. Это налоги, заработная плата, аренда, коммуналка, долги поставщикам. Я уже год умоляю министерство экономики ввести понятие банкротства физического лица. 80 процентов общепита находится в аренде. Чтобы остаться на плаву, арендаторы брали кредиты под свои квартиры и машины. Сейчас банки всё это забрали. Если бы у нас был закон о банкротстве физлица, то у этого ресторатора-должника пусть заберут квартиру, но взамен дадут хотя бы комнату в коммуналке. Чтобы была крыша над головой.

На самом деле “Ashyq” – это единственная возможность для бизнеса работать нормально в режиме пандемии благодаря преференциям. Люди этого не понимают. В пилотном проекте в Алматы и столице 14 недель были задействованы 20 ресторанов, и они показывали, что это реально. В итоге нам позволили “Ashyq”. 26 апреля нам сняли пилот, и мы масштабировали работу по стране.

Основная идея программы – дать чистое эпид­окружение общепиту. Ты должен выполнять правила программы. Взамен получаешь плюшку: можешь работать на 6 часов больше. До 2 часов ночи. По-моему, это очень неплохо для ресторанов и клубов, которые были закрыты больше года. Сейчас использование приложения “Ashyq” – единственный выход для МСБ. Подарок на миллион: кто стоит за приложением “Ashyq"

– Но я вижу, что много заведений работает и так, без всяких приложений.

– В “Ashyq” – не более половины. Остальные работают внаглую, втемную. Их владельцы не верят в прививки и меры по защите населения от коронавируса. Но сейчас они понемногу выходят из тени.

Стали популярны нелегальные ночные заведения, где гуляют до утра. Надо знать, где они, пароль, таиться от полиции. Такое ощущение, что к нам пришла Америка эпохи “сухого закона”. Весь этот экстрим людям нравится.

На этой неделе мы подаем списки на деактивацию кода. На те заведения, которые получили QR-код, но не регистрируют своих посетителей. Это не репрессии. Если у тебя нет гостей, как они утверждают, у тебя еще есть персонал, который ты тоже должен отмечать через приложение. Проверки показывают, что у тех, кто получил код, но не сдает данные, до 10 процентов персонала находится в красном статусе. Человек мог спокойно заразить свой коллектив. Это же ненормально.

Что делают наши рестораны? До 20 часов они никого не проверяют, а после регистрируют клиентов через одного, чтобы получить примерно 50 человек. Это тоже неправильно. Надо чекинить всех подряд от заката до рассвета. Прежде всего, это нужно для защиты персонала.

– Сколько времени занимает получение QR-кода?

– Вся процедура, от момента подачи заявки до выдачи QR-кода, занимает примерно 5 дней.

– Но, насколько я знаю, много людей не могут получить код. Они сдают свои данные, а те исчезают.

– И такое есть. Первое: процентов 20 из них выгружают анкеты с ошибками. Вместо директории “Город Алматы” пишут “Акмолинская область”, например.

Вторая причина: весь общепит обязан получить разрешение СЭС. Уведомление действительно для заведений с менее 50 посадочных мест. Разрешение – свыше 50 посадочных мест. Объект, который открывается, обязан получить документ из СЭС. 80 процентов общепита его не имели. Что они делают? Бегут за лицензией и получают данное уведомление через свой ЭЦП-ключ. Так делать в корне неправильно. Получается, что до этого объект работал нелегально!

Они не получают акт о возобновлении деятельности на “Инфо-Казахстан” (электронная платформа для приема заявок на возобновление деятельности). Они туда заходят, посмотрят и уходят. А нужно подать заявку, акт о возобновлении.

Вы же помните, мы в прошлом году не работали март, апрель и май полностью. И поэтому нам нужно очень четко понимать, чтобы государство услышало: "Я предприниматель такой-то! Я работаю!".

Следующий этап. Нажали слово “Акт”, но не получили и не скачали документ. Это вроде как купить телефон, но учетную запись не завести. Зачем он такой нужен тогда? Какая от него польза?

Хорошо, акт получили. Дальше вы подаете заявку на QR-код. У вас выходит рамочка “Вы не являетесь участником. Позвоните 14-32”. После этого вы заходите на сайт Restorators.kz и заполняете нашу форму. Пишете БИН, ИИН и так далее.

Еще большая проблема: у трети собственников нет ОКЭД “общественное питание”. Это характерно для мелких кафе. При смене деятельности хозяин не утруждает себя сменой кода деятельности и работает по прежнему коду. А там мог быть обувной магазин или копировальные услуги. Чтобы помочь общепиту, государство должно знать, что это общепит и ему надо помогать.

Выгрузку данных по Алматы и Нур-Султану мы делаем через день. Проверяем, есть ли акт. После этого отправляем данные в НПП “Атамекен”. Там их проверяют службы палаты. Информация поступает в акимат города. После этого владелец кафе-ресторана должен зайти в “Инфо-Казахстан” и правильно получить QR-код. Если до этого он всё правильно сделал, то у него загорается ленточка “Получить QR-код Ashyq”.

– Почему всё сделано так сложно?

– Это требование комитета санитарно-эпидемиологического контроля. Ошибки будут. Поэтому мы постоянно находимся в чате. Помогаем людям. Объясняем. Вместе с НПП “Атамекен” скидываем в чат обучающие ролики, как правильно получить QR-код. Делаем инфографику. Информируем предпринимателей о законодательстве страны.

Например, очень часто люди начинают возмущаться, что их не пускают в ресторан и не обслуживают. Кодекс о здоровье населения говорит, что ресторатор должен увидеть статус гостя. 90 процентов крикунов имеют “желтый” или “красный” статус. Их мы обслуживать не имеем права. Если у человека кнопочный телефон или у него просто нет телефона, его статус можно проверить по ИИН в режиме охранника.

– Приложение отслеживает ИИН? Кто видит эти данные?

– Сам “Ashyq” ИИН не запоминает. Всё это сказки. Ресторатор видит только статус человека: голубой, желтый, красный или зеленый. Приложение позволяет реально отсеять лиц, способных заразить окружающих.

Нам в Телеграм-чате постоянно задают вопросы, как действовать в той или иной ситуации. Самый частый такой: звонит сотрудник ресторана и сообщает, что “Ashyq” выявил человека с “красным” статусом. Но он ушел, что делать? Не побежит же официант за ним. Он просто звонит в СЭС и сообщает, что обнаружили человека с “красным” статусом. И называет адрес заведения. СЭС по своей базе увидит, кто это был. Люди с “красным” статусом подписывают документ о том, что они не распространяют заразу и сидят дома.

Хотите гулять – получайте прививку, и ваш статус станет “зеленым”.

Но у нас же люди не хотят прививаться. Все боятся, что хвост отвалится. Но заразу-то надо побеждать?

– Если среди персонала появляется человек с “красным” статусом, какой порядок действий?

– Владелец объекта должен сообщить об этом СЭС, согласно приложению 2 ПГСВ. Если заболел сотрудник, то заведение выводят на карантин на 2 недели. Так было несколько раз по Нур-Султану и 1 раз – в Караганде.

Надо принимать новые правила. Такой свободы, как раньше, больше не будет. Те же банкетные залы забиты были каждые выходные. По 300 человек гостей. А налогов они платили не более чем 300–500 тысяч тенге в год. Их владельцы начинают возмущаться, что карантин загоняет их в долги. Тогда я говорю, что вы ворочали миллионами и налоги не платили – почему же государство не кричит, что вы ему должны? Если вы бизнесмен и с бизнесом не справляетесь – то или перепрофилируйте свое дело, или оставьте его. Зачем себя вгонять в долги? Никогда не будет по-старому. Надо учиться жить по-новому.

Алматы