Две невесты и Kuchen на двоих - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Две невесты и Kuchen на двоих

Две невесты и Kuchen на двоих

В Павлодаре воссоздают традиции немецких свадеб. Причем не по книгам или сведениям из Интернета, а по воспоминаниям старожилов. И вот что интересно: оказывается, певцы-импровизаторы выступают на свадьбах в лучших традициях казахских акынов – поют песни, придуманные прямо во время исполнения!

  • 13 Мая 2011
  • 4082
Фото - Caravan.kz

– Восстанавливая свадебные обряды, мы опросили десятки людей с немецкими корнями в возрасте 30–70 лет, проживавших в селе Щербакты и самом Павлодаре, – рассказывает активист немецкого общества “Возрождение” Ирина КРУПИНА. – Буквально по крупицам, по деталям собирали подробности обрядов и традиций. Но только от трех человек смогли получить значимую информацию о свадебной обрядности. Причем двое из них уже проживают в Германии.

В “Возрождении” говорят, что на быт немцев современного Казахстана наложила отпечаток их депортация в начале Второй мировой войны. Вполне понятный страх перед ужасами долгих переездов, порой заканчивавшихся для переселенцев печальным исходом, отношение к ним во время войны вынуждали не то что забыть об обрядах предков, даже не говорить на родном языке. Ну а потом многие уезжали в Германию, увозя с собой семейные фотографии и воспоминания стариков о том, как играли свадьбы в старину.

– Свадебные обряды немцев Павлодарской области восстановлены нами по мере возможности на основе воспоминаний Эльзы Пфайфер, Ольги Манвейлер и Валентины Мовлян, – рассказывает Ирина. – С их помощью мы восстановили, например, старинную технику изготовления свадебного венка и нарядов. Они и многие другие помогли нам собрать и фольклорно-песенный материал, восстановить подробности и детали красивых старинных традиций. Ведь они возникли совсем не случайно, это опыт многих поколений!

Колечко как символ помолвки

Как и у многих народов, немецкой свадьбе предшествует сватовство, называемое Freien. Происходит оно обычно за месяц до самого торжества. Родители жениха снаряжают свата, соответственно именуемого как Freiersmann, которого делегируют к родителям невесты.

Кстати, весьма интересно в давние времена происходило само приглашение гостей на свадьбу. За несколько дней до мероприятия сват или дружка жениха ходил с посохом, зазывая желающих. Те, кто принимал приглашение, привязывали ленточку к этой трости. Сейчас, понятное дело, этот обычай практически забыт и применяется лишь на инсценировках во время городских мероприятий.

Однако, как отмечают в “Возрождении”, в последние годы в реальной жизни возрождается церемония вручения кольца как знака помолвки женихом невесте во время сватовства.

А посуду сейчас не бьют

Современным девушкам, идущим под венец, будет интересно знать, что свадебный наряд у немцев раньше обязательно шили родственники невесты. Кофточка могла быть из легких материалов – гипюра, капрона, а юбка – изо льна или хлопка. Длина юбки обязательно чуть ниже колен. И чем больше всяческих оборок и рюшек, тем невеста считалась богаче!

Очень большое значение уделялось венку на голове невесты. Его, как и цветок в петлицу жениха, мастерили из проволоки и разноцветного воска. Цвет цветка на венке должен был совпадать с цветом привязанной снизу ленты из гипюра. Впрочем, венок сегодня – это редкость, его давно уже вытеснила межнациональная белая фата.

И вот еще один старинный обычай – наряд дошивался перед свадьбой на девичнике. Раньше девушки в своем кругу обязательно били посуду – на счастье подружке! – сейчас более практичны и отказываются от такой роскоши.

Пальбу отменили

Эльза Пфайфер рассказала, что свадьба – по-немецки Hochzeit – начинается с того, что жених с дружками забирают невесту из родительского дома и ведут в свой. При этом жениху обязательно предлагают сначала… двух других невест. Конечно, жених отказывается и называет две приметы невесты, которых нет у представленных ему девушек.

Когда сторона жениха едет на телеге за невестой, то процессия обязательно сопровождается игрой на гармошке, скрипке, бубенцах. При этом происходит пальба в воздух – для отпугивания нечистых сил. Сегодня по вполне понятным причинам стрельба с телеги заменена на дружные сигналы автомобилей свадебного кортежа – нечистая сила уж точно побоится приблизиться!

После первых речей в честь молодых и танцев начинается обряд дарения. Стол, за которым сидит пара, накрывают ковром, на него ставят тарелку, сверху покрытую салфеткой. Подходят гости и передают подарки и деньги. Жених и невеста пожимают дарителям руки.

– Гость обязан в это время пропеть Schnadahupfl, то есть импровизированную, сочиненную тут же песню, как у казахских акынов, или какую-нибудь известную старую песню, – поясняет И. Крупина.

Укради и потанцуй

Само свадебное торжество наполнено множеством танцев, песен и игр, пожалуй, как никакой другой немецкий праздник. Например, обряд кражи невесты или чаще какой-то принадлежности ее одежды. “Похититель” имел право протанцевать с невестой три тура.

Кража туфель – обязательный момент любой свадьбы, но при этом внутрь наливались напитки – шампанское, вино, и жених, выкупив туфельку новобрачной, должен был это выпить. Водки на свадьбе не было вообще, только пиво, вино, кисель, компот, пахта, которую называют Pudermilch.

Позже молодые должны пройти под самодельной аркой из зелени, не задев ее. Также им выносят калач, что называется Kuchen, и пара вместе должна его разрезать. Калач круглый, украшен рисунками, у католиков украшением часто был крест.

Традиция разбивания фужеров после свадебной церемонии сохранилась до сегодняшнего дня. На крыльце дома жениху и невесте предлагается бокал вина. Попробовав его, жених передавал невесте, а та, допив напиток, бросала посуду за спину. Разбитый стакан предсказывал счастливый брак. Иногда невеста разливала остатки вина вокруг жениха, чтобы крепче привязать его к себе.

Затем гости провожали жениха и невесту до спальни. Брачную постель должна стелить девушка или молодая женщина – это было хорошим предзнаменованием. Лишь после свадебной ночи, которая происходила обычно в доме отца невесты, молодой супруг вводил жену в свой дом.

Павлодар.