Два дела оперативника Калиева: как раскрывал загадочные преступления легендарный казахский милиционер - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Два дела оперативника Калиева: как раскрывал загадочные преступления легендарный казахский милиционер

Два дела оперативника Калиева: как раскрывал загадочные преступления легендарный казахский милиционер

Об известном казахстанском оперативнике Джумаше Калиевиче КАЛИЕВЕ рассказывает бывший директор музея ДВД города Алматы Людмила Михайловна КОЛЕСНИКОВА.

  • 20 Июня 2018
  • 10823
Фото - Caravan.kz

О том, как он умел раскрывать самые запутанные преступления в своих воспоминаниях отмечал и заместитель министра внутренних дел, депутат Верховного Совета Казахской ССР VII – X созывов, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер 27 правительственных наград Ахмет Тумарбекович Тумарбеков.

– Комсомолец Джумаш Калиев проходил воинскую службу около 4 лет, служил пограничником в Туркменской ССР, – рассказывает Людмила Колесникова. – Демобилизовавшись, он вернулся на свою родину, в Гурьев. Явился в городской комитет комсомола и попросил направить его на службу в милицию. Вскоре Джумаш Калиевич получил направление на работу в органы Народного комиссариата внутренних дел. Его назначили на должность оперуполномоченного уголовного розыска управления милиции Гурьевской области. Затем стал начальником отделения, потом заместителем начальника отдела, а после – начальником отдела в управлении милиции МВД Казахской ССР.

Смерть инженера – это диверсия?..

– Одно из наиболее сложных преступлений ему пришлось расследовать в 1949 году, – отмечает Людмила Михайловна. – Карагандинские горняки направили в МВД Казахской ССР письмо, в котором сообщали о том, что местные милиционеры никак не могут установить убийцу инженера шахты Стукалова.

Дело пахло диверсией, ведь инженер шахты – должность весьма ответственная. Поэтому наряду с прочими версиями надо было отрабатывать и эту.

Руководство решило направить в Караганду заместителя начальника отдела уголовного розыска управления милиции МВД Казахской ССР Джумаша Калиева. Несмотря на молодость, он уже имел за плечами целый ряд раскрытых убийств, и за ним закрепилась слава опытного оперативника.

Когда Калиев прибыл в первое городское отделение милиции Караганды, чтобы принять дело об убийстве инженера, то ему сообщили о новом преступлении.

Утром на мусульманском кладбище случайные прохожие нашли труп неизвестного гражданина. Калиев с дежурной следственно-оперативной группой выехал на место преступления.

И даже безо всякого заключения судебных экспертов было ясно: человека убили крайне жестоко. Его около десятка раз ударили ножом. Загадочное убийство было раскрыто благодаря клочку бумаги

Как показал осмотр, убийство было совершено не на кладбище, а где-то в другом месте. Такой вывод Калиев сделал, исходя из того, что на том месте, где лежало тело, а также под ним и поблизости никаких следов борьбы и следов крови видно не было.

Создавалось впечатление, будто труп упал прямо с неба!

Зато в кармане потерпевшего опера нашли пропуск на завод имени Пархоменко, выписанный на некоего Сидорова. Но так как фотографии на пропуске не было, утверждать, что убит именно Сидоров, на месте не представлялось возможным.

Туда направили оперативника, который выяснил, что погиб именно рабочий этого самого предприятия – Сидоров. В отделе кадров предприятия пояснили, что потерпевший, хотя и был прописан в заводском общежитии, фактически проживал на улице Загородной.

Джумаш Калиевич задумался, не связано ли убийство Сидорова с убийством инженера Стукалова? Возможно, он был ненужным свидетелем, и его убрали? Или же Сидоров сам принимал участие в нападении на Стукалова? Тогда почему его зарезали? Вероятно, из мести?

Вопросы множились, но ответов на них пока не было. Лишь интуиция оперативника подсказывала Калиеву: два убийства могут быть звеньями одной цепочки. Он предложил проверить дома, расположенные поблизости от того места, где проживал Сидоров.

… нет, он убит в ходе грабежа!

– И уже вечером ему доложили, что в одной из заброшенных землянок на улице Загородной, на окраине старого города, каждую ночь собираются подозрительные субъекты, – рассказывает Колесникова. – По словам соседей, пьянствуют до утра и орут воровские песни. Посоветовавшись с руководством управления милиции, Калиев решил организовать на “малине” засаду. Операцию возглавил сам. Тщательно осмотрев землянку и прилегающую местность, он до каждого из оперативников довел его задачу. Землянку охватили кольцом и заняли удобную позицию для наблюдения.

Около полуночи, словно вурдалаки, появились и блатные. Они шли по двое, соблюдая дистанцию, и поминутно проверяли, нет ли за ними слежки?

И когда в землянке зажгли керосиновую лампу и затопили печь, Калиев дал команду: захват! Несколько вооруженных оперативников ворвались в притон и задержали восемь человек, среди которых оказались и четыре девушки. Все блатные, имевшие судимости. У них изъяли несколько банок консервов, палки копченой колбасы, хлеб и, конечно же, водку. Откуда в голодные послевоенные годы такое изобилие? Начались кропотливые допросы.

Но поначалу выяснить что-либо об убийстве инженера и рабочего не удавалось. Пока одна из задержанных по предъявленной ей фотокарточке не опознала Сидорова. Более того, бывшая воспитанница детдома заявила, будто он состоял в их компании. Короче говоря, пили и гуляли они вместе.

Калиев весьма грамотно воспользовался полученной информацией. Надавил на остальных задержанных, и вскоре они уже наперебой давали показания. Первым раскололи главаря шайки.

Как оказалось, Сидоров у блатных уважением не пользовался. А тут еще на последней в своей жизни гулянке вдруг заявил приятелям, что если его вызовут на допрос по убийству инженера, то молчать он не станет. Блатные переглянулись, затем вывели пьяного Сидорова во двор землянки. И зарезали…

Тело взвалили на санки и отвезли на мусульманское кладбище. Убийство Сидорова было раскрыто, а про то, как погиб инженер, рассказал главарь блатных.

Выяснилось, что четверо налетчиков случайно встретили Стукалова возле городского ресторана.

От жадных глаз преступников не укрылось то, что инженер был одет в добротное пальто, приличный костюм и дорогие туфли.

Решили брать на “гоп-стоп” и осторожно двинулись следом. На неосвещенной улице догнали и, проломив голову куском арматуры, обобрали убитого…

После нескольких очных ставок с главарем шайки в убийстве Стукалова и Сидорова сознались и остальные. Оказалось, что в состав преступной группы входило не 8, а целых 12 человек! На их совести – многочисленные грабежи и убийства

Суд приговорил налетчиков к длительным срокам лишения свободы.

Взлом шахтерской кассы

– Второе непростое дело Джумашу Калиевичу также пришлось расследовать в Караганде, – продолжает Людмила Михайловна. – Там ночью 23 марта 1949 года на шахте № 83 неизвестные взломали кассу и похитили 47 тысяч рублей. Всю зарплату шахтеров.

Осмотр кассы ничего не дал, розыскная собака также оказалась бессильна: в помещение побывали многие и затоптали следы похитителей.

Импровизированный сейф – простой сварной железный ящик – валялся на полу. Его петли, к которым крепился замок, были сорваны.

Милиционеры предположили, что выкрасть деньги могли только те, кто хорошо знал распорядок дня на этой шахте.

Поэтому следователи принялись допрашивать всех работников.

Как выяснилось, кассирша выдала часть зарплаты шахтерам, а остальные деньги в ящике перенесла в другую комнату. Так как там не было электричества, то несколько рабочих освещали ей путь спичками.

Установив имена и фамилии помощников, их вызвали на допрос. Подозрение у Калиева вызвал Мальков. Он накануне кражи допоздна засиделся в библиотеке шахты. Хотя, по словам библиотекарши, ранее книгами не интересовался и, более того, слыл выпивохой и дебоширом.

На допросе Мальков показал, что в ночь преступления был в гостях у некоего Семена Борисова. Задержали и того. Тем временем Мальков пытался выкрутиться и запутать следствие. Так, он скрыл, что в 11 часов вечера приходил в столовую шахты, где купил водку и закуску. Когда же ему дали прочитать показания буфетчицы и еще нескольких человек, видевших его там, то начал говорить правду. По его словам, Борисов ночью ушел из дому, а возвратился лишь на другой день и с крупной суммой денег. На кражу толкнула любовь

Во время обыска в квартире у Борисова оперативники нашли 1 154 рубля, среди которых оказались надорванные и промасленные купюры по 50 и 100 рублей. Кассирша сразу их опознала, так как хотела обменять в банке.

Кроме того, в двух больших цветочных горшках нашли еще 45 740 рублей.

Припертый к стене неопровержимыми уликами, Борисов сознался в краже денег из кассы и назвал подельников. Ими оказались Мальков и еще один рабочий шахты – Шилов. Деньги были возвращены государству, свою зарплату шахтеры получили вовремя, а трое взломщиков осуждены.

Фамилии подозреваемых изменены по этическим соображениям.