Опасное меню из ГДР
Сиванбаева на крючке у допинг-офицеров с ноября 2012 года. Тогда в ее организме были обнаружены следы станозолола – самого популярного среди спортсменов анаболического стероида. На нем в свое время погорела наша олимпийская чемпионка по легкой атлетике Ольга Шишигина.
Прошло два года, срок дисквалификации Сиванбаевой истек. Тренерский штаб рассчитывал на молодую спортсменку, рассматривая ее в качестве замены чемпионке Игр-2012 Майе Манезе в весе до 63 кг. После возвращения на помост Фаина выиграла чемпионат страны и спартакиаду, а также завоевала бронзовую медаль на первенстве Азии. В ходе того турнира в Таиланде она и сдала злополучную пробу. На сей раз Сиванбаева попалась на дегидрохлорметилтестостероне, известном еще с доисторических времен и разработанном фармакологами из несуществующей ныне Германской Демократической Республики (ГДР). Сейчас идет внутреннее расследование, и, по имеющейся у “КАРАВАНА” информации, один из врачей сборной уже уволен.
В истории казахстанского спорта были случаи пожизненной дисквалификации. Последний из них связан с бегуньей Ольгой Терешковой, в организме которой в 2011 году обнаружили повышенное содержание тестостерона, а в 2014-м – метилтестостерона.
WADA закручивает гайки
С начала нынешнего года антидопинговое законодательство нарушили 17 отечественных спортсменов. Из них четверо сдали положительные пробы на международных соревнованиях. Помимо Сиванбаевой, допинг-контроль не пошли борец греко-римского стиля Марлан Мукашев, пауэрлифтер Асылжан Альмерденов и Анна Товченик (кроссфит).
Специалисты отмечают, что допинг молодеет. Все чаще в список дисквалифицированных попадают 15–17-летние парни и девушки, которые только-только начинают свой путь в большом спорте. Что двигает молодыми? Ответ лежит на поверхности. Далеко не все подростки, приходящие в спорт, обладают большими талантами. Чтобы выдержать конкурентную борьбу, некоторые начинают “помогать” своему организму, преступая закон. Стимулирует ребят и доступность допинга. Его нет в аптеках, но легко найти в Интернете.
С этого года Всемирное антидопинговое агентство (WADA) ужесточило наказание за прием запрещенных препаратов. Теперь те, кто впервые попался на допинге, проведут “на карантине” четыре года, а не два, как было раньше.
Анаболики, стимуляторы…
На днях WADA представило отчет за 2014 год. За 12 месяцев оно провело 283 304 теста, из которых три тысячи оказались положительными. Это на 10 процентов меньше, чем в прежние годы.
По количеству допинг-тестов, проведенных за год, лидирует Китай – 13 180 проб. Казахстан в этом списке 27-й – 1 919 тестов. Меньше других утруждают себя сбором допинг-проб Сальвадор, Мексика, Украина (по две) и Буркина-Фасо (одна за весь год).
Чаще всех проверке подвергаются футболисты (31 242 пробы). Больше всего спортсмены-нарушители предпочитают анаболические стероиды (48 процентов от всех найденных препаратов), стимуляторы (15) и маскирующие агенты (13).
Пьяный с луком – преступник
В 2015 году WADA заметно обновило список запрещенных веществ. Толстый фолиант буквально пестрит латинскими названиями, которые абсолютно ничего не скажут неподготовленному читателю. Пожалуй, за исключением только одной строчки, которая, так уж получилось, всегда интересует людей, в первую очередь мужчин: “Является ли допингом алкоголь?”. Да, является, но только для отдельных видов спорта. Нельзя выходить на старт, если концентрация алкоголя в крови превышает 0,10 грамма на литр, в таких дисциплинах, как автоспорт, аэронавтика, водно-моторный спорт, мотоспорт и стрельба из лука.
Стероиды в шампуни
Пожалуй, алкоголь – единственный вид допинга, объяснения о том, как он попал в организм нарушителя, WADA требовать не будет – и так понятно. С остальными же субстанциями все гораздо сложнее, особенно когда встречаются спортсмены с фантазией. Так, по утверждению уличенного в применении запрещенных веществ аргентинского теннисиста Мариано Пуэрты, перед выходом на корт он случайно выпил лечебные капли своей супруги, которые содержали в себе недопустимое количество этилэфрина. Глотнул шампуня в ванной британский толкатель ядра Пол Эдвардс, и количество стероидов в его организме увеличилось в несколько раз. Французский теннисист Ришар Гаске утверждал, что целовался в ночном клубе с сексапильной брюнеткой, через слюну которой к нему попало наркотическое вещество. А российскую пловчиху Анастасию Иваненко лечила от хвори родная бабушка, накормившая ее фуросемидом. И подобных историй великое множество, хоть книгу издавай.
Откройте, допинг-офицеры!
WADA в мире не любят. И это еще мягко сказано. У многих спортсменов при упоминании этой аббревиатуры подскакивает давление и начинается зуд. Их понять можно. Как вы будете относиться к незнакомым людям, которые требуют от вас полные ежедневные отчеты о вашем местопребывании, которые могут нагрянуть к вам посреди ночи и взять у вас кровь на анализ, которые ставят под сомнение любой ваш результат?
В последнее время WADA пошло еще дальше. Оно стало изучать допинг-пробы, взятые давным-давно.
– Понимаю, надо бороться с допингом, чтобы молодежь была “чистая”. Но для чего вскрывать пробы 15-летней давности? Зачем в этом рыться, когда столько времени прошло? Мне кажется, это глупо, – недоумевала в разговоре с “КАРАВАНОМ” двукратная чемпионка Азиатских игр легкоатлетка Наталья Торшина-Алимжанова.
Спортсмены рассказывают, что при сдаче допинг-тестов они заполняют бланки, в которых есть графа: “Согласны ли вы с тем, чтобы ваши анализы в дальнейшем исследовались в научных целях?”. Многие, искренне желая помочь специалистам или же не особо задумываясь над вопросом, ставят рядом галочку. Вот WADA и использует их в “научных целях”. Получается, если раньше спортсмен вполне легально применял какой-то препарат, который через несколько лет включили в список запрещенных, он автоматически будет лишен всех завоеванных титулов. Поэтому атлеты и считают себя несправедливо обвиняемыми.
За гранью возможностей
Сторонники легализации допинга в качестве обоснованности своих аргументов кивают на ограниченные возможности человека. Мол, скоро наступит время, когда результаты спортсменов перестанут расти, потому что уже будет невозможно быстрее бегать или ехать, дальше прыгать или метать, больше поднимать. К примеру, в легкой атлетике из 47 олимпийских дисциплин более чем в половине – в 25 – мировые рекорды были установлены еще в ХХ веке. Дольше других держится достижение планеты в женском беге на 800 м: Ярмила Кратохвилова из Чехословакии установила его 32 года назад.
Тем не менее и сегодня рекорды бьются. Только в этом году исторические достижения были превышены в пяти дисциплинах. Показывать высокие результаты “чистым” спортсменам помогают улучшенная техника, новые технологии и правильные восстановительные процедуры.
Алматы