Дом у железной дороги - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дом у железной дороги

Дом у железной дороги

В городах и районах Южно-Казахстанской области с официального разрешения местных властей жители строят свои частные дома и постройки буквально впритык к линиям железнодорожных путей.

  • 3 Июня 2017
  • 2074
Фото - Caravan.kz

По замкнутому кругу

Только между станциями Шымкент и Казыгурт юридическая служба филиала АО “Национальная компания “Қазақстан темiр жолы” – “Шымкентское отделение магистральной сети” выявила порядка 30 домостроений, возведенных в непосредственной близости от магистрального пути. Стоит хозяевам таких домов распахнуть свои ворота, как они упираются в шпалы. Между тем здесь очень оживленное железнодорожное движение, постоянно курсируют грузовые составы.

В юридической службе ҚТЖ не исключают, что большинство таких строений – это так называемые “нахаловки”. Но даже выяснить их статус оказывается делом весьма затруднительным.

“Борьба с такими фактами в последний год чрезвычайно усложнилась, – сообщает ведущий юрисконсульт филиала АО “НК “ҚТЖ” – “Шымкентское отделение магистральной сети” Ергали ЖАНСЕИТОВ. – До 2016 года в случае выявления подобных строек мы обращались в департамент земельного кадастра, и нам по указанному адресу выдавали данные на официальных владельцев этих земельных участков или домов. Однако с июня 2016 года облземкадастр ссылается на нормативные акты правительства, по которым запрещается выдавать сведения о владельцах земельных участков – это конфиденциальная информация о частном лице”.

Для того чтобы получить данные на владельцев, требуется определение суда. Но суд в свою очередь не принимает исковые заявления железнодорожников, так как в них… отсутствуют данные ответчиков.

“При обращении в суд мы должны указать, какому конкретно лицу мы предъявляем свои претензии. То есть ту самую информацию, которую мы и хотим выяснить, – поясняет Ергали Жансеитов. – Получается замкнутый круг”.

Примечательно, что сами хозяева подобных придорожных строений также не спешат нарушить свою конфиденциальность. Представители железной дороги совместно с сотрудниками акимата, правоохранительных органов, прокуратуры совершили уже несколько обходов и рейдов по подобным “соседям”. Но, выяснив, в чем дело, проживающие здесь граждане вдруг начинают заявлять, что “дом записан на брата, свата и т. д.”. Все беседы о нормах строительства, об охранной зоне и элементарной технике безопасности положительных результатов не приносят. Это происходит повсеместно вдоль линии железной дороги в г. Туркестане, Арыси, Сарыагаше, Шымкенте, в Сайрамском и других районах Южно-Казахстанской области.

Позиция акиматов – некомпетентность или превышение власти?

Впрочем, в ряде случаев ситуация оказывается еще более интересной. Проблема усугубляется позицией городских и районных властей, которые нередко совершенно официально выдают частным лицам решения о выделении земельных участков в полосе отвода железнодорожных путей.

“По сути, городские, районные или поселковые акиматы, выдающие подобные решения, путают земли общего пользования с землями, принадлежащими железной дороге (земельные участки, на которых проходит линия железной дороги, относятся к основным средствам ҚТЖ). Таким образом, представители власти либо некомпетентно подходят к своим обязанностям, либо вообще превышают свои полномочия!” – констатируют железнодорожники.

С 2014 года юридической службой филиала ҚТЖ инициирован ряд судебных процессов по опротестованию незаконных разрешений о выделении частным лицам земельных участков, находящихся в полосе отвода железнодорожной магистрали.

В четырех случаях удалось добиться отмены соответствующих постановлений акиматов г. Арыси, Жылгинского поселкового сельского округа Сарыагашского района ЮКО и г. Шымкента. В результате около 10 гектаров земельных участков, расположенных под железнодорожными путями, были возвращены АО “НК “ҚТЖ”. В настоящее время идут судебные тяжбы с жителями станции Манкент Сайрамского района Южно-Казахстанской области.

В большинстве случаев железнодорожникам удается доказать в суде свою правоту. В результате суд обязывает виновников исправить нарушения. Для частного лица это значит снести уже построенный дом или подсобные помещения, понести убытки. Но между тем возмещения этих убытков граждане вправе потребовать от тех же властей, выдавших права на землепользование с нарушением закона. А если гражданину удастся доказать ошибку акимата, то возмещать его ущерб придется из средств бюджета? И хотя это уже совсем другая история, но сотрудникам акимата следовало бы помнить о такой перспективе.

И закон, и безопасность

В настоящее время юристами готовятся иски в судебные органы ЮКО еще по ряду объектов, построенных вдоль железнодорожных путей. Особое место занимает тяжба с жителями поселка Манкент Аксукентского сельского округа. Судебные споры здесь ведутся с восемью домовладельцами. Как отмечают в Шымкентском филиале, у железнодорожников не имелось претензий к официально отведенным границам участков этих жителей.

Однако эти граждане совершили самозахват сопредельных территорий, в том числе расположенных в зоне полосы отвода железной дороги, что не отвечает требованиям безопасности движения.

Здесь уже было проведено выездное заседание суда с местными жителями с участием и заместителя акима, и представителя прокуратуры, и других представителей уполномоченных органов Сайрамского района ЮКО. Все участники выездного заседания суда могли воочию убедиться в том, что заборы и изгороди частных огородов находятся в полосе отвода железной дороги. Об этом прямо заявил представитель прокуратуры Сайрамского района ЮКО. Но Сайрамским районным судом вынесено решение в пользу жителей станции Манкент. Сейчас подана апелляционная жалоба.

“В целом всех этих неприятностей можно было бы избежать в принципе, если бы при выделении земельных участков под индивидуальное строительство вблизи железной дороги уполномоченные органы районных акиматов согласовывали свои действия со специалистами ҚТЖ”, – констатирует Ергали Жансеитов. – От этого и законность будет соблюдаться, и интересы частных лиц и государства не пострадают, и безопасность движения железной дороги повысится.

ШЫМКЕНТ